Оригинал взят у a_avvakum" в «ЧУДО ПОЛЕНО». К ТЕМЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ЧУДЕСА ГОГОЛЕВСКОЙ ПОЛТАВЩИНЫ
Тема чудес оказалась не отпускающей. Ну, совсем в стиле мистических Гоголевских сюжетов и это отнюдь не удивительно, Полтавщина ведь! В один прекрасный солнечный весенний день 2009 года в селе Старицковка, Машивского района, Полтавской области, хозяин двора Руслан Литовченко отпилил от груши, растущей у него на огороде мешающую ветку. На срезе проявилась нечто отдаленно похожее на ее контур Богоматери, икону, только без лиц. Но, человек, человеческое сознание неизлечимо религиозное. На что попадает его мистический взгляд, то он и обоготворяет, животворит, боготворит. Вспыхнула искра чуда!
Наступают моменты в нашем сознании, когда, как в народе говорится, огонь и солома оказываются рядом. Весть о чуде молниеносно облетела близлежащие села, потом дошла до Полтавы и пошло й поехало…
Люди поехали и даже пошли пешком из Полтавы, близлежащих прилегающих к Машевскому районов. Нужно сказать, отметить интересную особенную закономерность, что зачастую инициатива чуда начинается не с духовенства, но с низов, народного волевого движения, к которому духовенство, видя идущие народные массы, присоединяется уже потом, задним числом.
Итак, народ валит валом. Но, сам хозяин чуда Руслан и двое его детей не выглядят уставшими от столь пристального интереса к их саду, часть которого вытоптана толпами любопытных. Уроженец этих краев, Руслан свой участок купил всего год назад у девяностолетней хозяйки, которая уже физически не могла следить за огородом. Даже забор еще не успел поставить, из-за чего паломники входят во двор без всякого разрешения. Хозяин, в который раз рассказывает, как на Страстную неделю он подрезал деревья, как бензопила вдруг заела на старой груше, и как через несколько дней на спиленной ветке начал сначала нечетко, а потом все более явственно проступать образ женщины с ребенком на руках. Лиц там не было, вместо лица богомладенца, ну совсем тебе жуткий, неправильный треугольник…
Чудо! Трудно сказать, сколько раз в день Литовченко приходится рассказывать эту историю, так как ежедневное количество гостей в его дворе измеряется тысячами. «Тысяча человек в день - это норма. А, в первые дни, когда газеты и телевидение разнесли информацию о чуде, бывало и по две, и по три тысячи посетителей» - рассказывает с пафосом хозяин двора Руслан Литовченко.
«Чудо! Чуда!» - вспомнился мне клич с киноленты «Праздник святого Йоргена». Народ валом повалил. Полено было поставлено на стол, убрано вышитым рушником, подпоясано разноцветными украинскими лентами, перед ним почти непрестанно стали кадить ладан, начались «чудо полену» служиться бесконечные молебны, акафисты.
И, тут, как говорят святые отцы, хочешь спастись, приготовь душу во искушение. В чудо вмешался черт. И причем черт - денежный! Не помирились из за дележа финансов. Батюшки задумали из одной чудо-груши финансово кормить аж две церкви. Во, замахнулись! Каждый поставили свой сейф-кружку для сбора пожертвований, и каждому казалось, что в его кружке меньше денег, чем у его собрата соседа. Ну, и не помирились, ведь столкновение интересов налицо. Кончилось ночным похищением одной из кружек. Скандал затрещал, как костер из сухого хвороста.
В конце концов, хозяин груши, нагнал обоих наглых, разругавшихся священников в шею и установил свою кружку для сбора денег, для себя. Ой, Господи! Тут пошли, ну совсем в стиле трагикомичных Гоголевских персонажей, дикие душераздирающие ночные сцены потасовок, драк сельских вооруженных заинтересованных в денежных доходах враждующих группировок, установлением поста круглосуточного дежурства милиции и в общем то, в конечном итоге, большим позором Церкви. Чудо постепенно, по мере обмельчания потока паломников начало угасать и сейчас в 2016 году о нем мало кто вспомнит.
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ЧУДА
Здесь, не надо строить иллюзий, что чудеса отомрут по мере роста науки и знаний, общемирового общечеловеческого прогресса. Из исторического опыта мы знаем, что так говорили в свое время недальновидные большевики-безбожники 20х-30х годов. Прокололись, очень ошиблись. Они не знали глубинных антропологических корней религии.
CREDO QUIA ABSURDUM EST!( КРЕДО КВИА АБСУРДУМ ЕСТ) - верую, потому что абсурдно. Так раннехристианский писатель и богослов 160-230гг. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, или кто то другой под его именем, проник в тайну, в самое, что ни есть атомное ядро веры, чуда, в их тектонические глубины, разломы, бездны, если хотите.
«И люблю и живу, до тех пор, пока безумствую, а едва возвращаюсь к разуму, то перестаю жить!» - очень хорошо сказал в начале 20го века писатель Дмитрий Мережковский. Истину сих слов трудно опровергнуть. Особенно если вспомнить книгу протодиакона Андрея Кураева и его книгу «Оккультизм в православии». Ох, он там громит новые чудеса! Ох, и громит! Особенно святых нового времени. Ну, что здесь скажешь? Это высокоинтеллектуальная заумь. В его книгах масса сухого отвлеченного рационализма, несомненно, очень много ценного фактологического материала, но нет живого огонька духовной жизни, нет этой «искры» от сияния которой вспыхивает и постоянно обновляется жизнь верующего народного духа. Протодиакон, ведущий богослов современности, не допонял, чего то важного, если не сказать главного в духовной жизни простого народа: который живет сердцем, эмоциями, но не холодным разумом.
В борьбе с чудесами протодиакон Андрей Кураев потерпел сокрушительное фиаско, поражение. Он чрезмерно рьяно в своих лекциях и книгах разоблачал чудеса и новых русских святых из народа. Особенно чихвостил и разоблачал Матрону Московскую, в своей книге «Оккультизм в православии». Ох, там ей и досталось! Обзывал ее колдуньей, душевнобольной. Но, сам патриарх Алексий пошел открывать ее мощи, чем широкое всенародное почитание благословил. Сейчас к мощам блаженной Матронушки к монастырскому кладбищу, где она была похоронена, и к ее могилке стоят длиннющие двухсотметровые очереди. Кураев со своей разоблачительной книгой остался в узком кружке негативно-богословствующих, однодумов-тугодумов интелектуалов. Люди не прислушались к его мысли, какой бы трезвой она ни была. В ней нет главного - жизни!
Чудеса будут всегда. Религиозные чудеса оказались в человеческом религиозном сознании более устойчивы, чем сама советская власть с ее вульгарным материализмом и атеизмом. Они оказались устойчивее, чем интеллектуально-богословские «изыски» разного рода позднейших дипломированных богословов. Они неостановимы, неистребимы, как и сама жизнь. Не искоренят их богословы интеллектуалы. Чудеса будут вспыхивать вечно. Тут следует сказать, что они тоже не вечны. Новые будут вспыхивать, старые забываться и угасать. Просто, они в своих проявлениях станут более изощренными, более трудно доказуемыми. Извечная тяга духа человеческого всегда на мысленном, ментальнм уровне поддержит чудо. Оно онтологично, присуще нашей внутренней душевной природе. Сказки для детей прорастают в сказки для взрослых. Они лечат душу, по своей сути, они глубоко терапевтичны.
Дух человеческий, в чем его живость неуничтожимость, так это в устойчивости, в сопротивлении к разного рода, рацио-идеологическим переделкам. В чудесном есть жизнь, и жизнь есть свет человекам. Объяснить с позиций здравого смысла, логики это нельзя. Люди мира живут сердцем, чувством, эмоциями. Сердцу хочется, а чудо и есть такой всерадостный побег в мир раскрепощенной творческой фантазии мистически одаренных личностей и всегда будут те, кто выдает, продуцирует чудеса и будет то, большинство, кто их жаждет, требует…
В природе чудо произрастания живых растений не менее чудесно и сложно, чем образовавшиеся капельки мира на иконном стекле. Если мы высокодуховны, то нас не должно раздражать ни отсутствие чудес, ни их великий наплыв, поток, изобилие. Скажем просто - они есть! Опыт показывает, что подальше надо держаться от оголтелых громил разоблачителей. Они злобны, отрицательно заряжены, даже агрессивны. Далеко ходить не нужно. Вспомним, каковы были большинство атеистов недавнего 20го века. Но, они проиграли исторический спор длиной в семь десятилетий. На смену им пришли богословы интеллектуалы, не взявшие на вооружение опыт и уроки прошлого…
В чудесах, в этих вспыхивающих и угасающих искрах бытия, жизни мы должны стараться разглядеть надмировой Лик Творца вселенной. Временами бывает и будет,
как одно, так и другое. Чудеса нужны тем, кому не достает веры. Кто верит в чудеса, тот глуп, а кто не верит в них тот - атеист, тоже, суть, плохо. Истина же, как вспышка-искра молнии, всегда где то в разумной середине. Но, вот вопрос вопросов, как поймать, уловить эту золотую середину? Ответ: сколько живем, сколько и учимся…
В этом продолжающемся торжестве жизни, как не вспомнить Гоголя и его «Ночь на Ивана Купала?» Цвет папоротника. Много написано литературы, серьезной и не очень в опровержение сей прекрасной, поэтичной народной легенды. Но, сила надприродного, ментального магнетизма ее такова, что, несмотря на все разоблачения умных и не очень теоретиков, она остается в умах и сердцах народа. Писатели и поэты ежегодно отдают дань этому чудесному сказанию. Остается самое прекрасное: вспыхивающий в ночной тьме густого леса ярко-красный, как уголек, цветок папоротника, горящий, искрящийся, переливающийся. Не будем болеть снобизмом и не станем лишать народный дух яркой, радостной, игровой кантилены праздника чуда. И хотя загадочно, таинственно, молчит на высотах своих надмировая Тайна - Бог, мы согласно апостолу Павлу благоговейно повторяем: «духа не угашайте пророчества не уничижайте, вся же испытующе - доброго держитесь… Бог же мира, да освятит вас всесовершенных».
И еще повторюсь: всегда апеллируем к Свету Священного Писания:
Слово Господне было редко в те дни и видения не часты» Библия, 1Царств 3:1.
Однако, люди жаждут чудес...