Медленный каток реформ, начатых почти 15 лет назад с закрытия ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) и "неэффективных" больниц в отдаленных селах и деревнях, сбивая по дороге больницы и диспансеры в городах, докатившись до Москвы, получил такое ускорение, что даже некоторые депутаты засомневались, не получится ли так, что дорогие москвичи начнут рождаться и умирать по дороге в медучреждение, как рождаются и умирают сейчас по всей стране...
ВСЯ СТАТЬЯ А тут еще итоги аудита программы госгарантий бесплатного оказания медпомощи в Москве, который провела Счетная палата, оказались какими-то мутными. Согласно выводам ее специалистов, коечный фонд подведомственных департаменту здравоохранения Москвы медицинских организаций в 2013 году сократился на 4,4 процента - с 81 тысячи до 77,4 тысячи коек. Число пролеченных больных в стационарах Москвы уменьшилось. При этом объемы платной медпомощи в 2013 году по сравнению с 2012 годом выросли в 1,8 раза - с 3,66 млрд рублей до 6,67 млрд рублей. Число пациентов, получивших медпомощь в стационарах на платной основе, выросло на 35,3 процента. Этак, через три года, бесплатных пациентов придется для телеэкрана разыскивать! Да и то, не факт, что найдешь...
Так что же уже есть такого во всей стране, чего не хватает московскому здравоохранению?
1. В поликлиниках:
- - сокращается время приема. Никаких федеральных нормативов больше не существует. Минздравовские рекомендации советских времен давно отправлены в топку "эффективными менеджерами". По приказам того же минздрава, время приема отдано на откуп главным врачам, которым главное, чтобы доктор принял как можно больше человек за смену. На совещаниях, когда речь идет о заработанных поликлиникой деньгах, требуют количества. Про качество приема - молчок.
- - растет количество прикрепленного населения (в городе). Строятся новые дома, расширяются участки обслуживания. Нормативы минздрава - побоку, они носят рекомендательный характер. Рост количества населения - рост тарифа на медпомощь, рост финансирования. В сельской местности количество населения убывает - участки укрупняют. И в том, и в другом случае на одного доктора больных меньше не становится. А еще - население стареет..
- .
- - количество врачей неумолимо сокращается, что бы там не рапортовали в минздравах. Их блаблабла про зарплаты, что в этом, что в прошлом году, слушать медикам осточертело. На оставшихся падает еще больше работы. Последние 2 года смертность среди врачей достигла максимума, как в годы Великой Отечественной, только вместо пуль и мин - артериальная гипертензия, инфаркты и инсульты.
- - в 10 раз за последние 15 лет выросло количество макулатуры, которую необходимо заполнить. На осмотр, диагностику и "подумать" времени нет. Зато имеются жесткие указания руководителей "прогнать" пациента через всех других специалистов (если оплата "за посещение") и не назначать дорогостоящие исследования. И - обязательно - отправить во всякие "кабинеты профилактики" и "центры здоровья", где изобразят "всестороннее обследование" и порекомендуют меньше жрать, курить и больше гулять на свежем воздухе.
- - обеспечение льготными лекарствами хиреет день ото дня, невзирая на победные реляции минздрава. Бесплатные рецепты выписывать запрещено, поэтому и "листов ожидания" нет. На совещаниях врачам назидательно толкуется, что надо учиться разговаривать с больным. Пара упаковок, со скрипом "выбитых" пациентом в минздраве, обычно погоды не делают, но вызывают безотчетное раздражение у получившего нагоняй доктора. Тендеры играют в марте, деньги кончаются в сентябре...
- - растет нацеленность главных врачей работать без жалоб от пациентов. На совещаниях, посвященных "качеству обслуживания", про время приема и количество принятых - молчок, требуют улыбок, внимательного и вдумчивого отношения, грамотной постановки диагноза и своевременного обслуживания. как все это совместить - не объясняется: "надо уметь работать".
- - направление пациента в больницу, а то и выше, в областные-федеральные центры не поощряется опять-таки материально, т.е. врачей банально штрафуют за такие изподвыподверты. Направление согласовывается с администрацией, т.к. имеется эрзац "квот" на все это. само слово "квоты" нынче минздравом к произнесению врачами запрещено. У нас медицина доступная.... но от этого не легче.
- - -отношение власти, СМИ и населения к поликлиникам, несмотря на все улыбизмы, скептическое. Пациентов-жалобщиков сразу направляют в стационар, а в поликлинику переводят проштрафившихся медиков из больниц. С телеэкрана светятся улыбки "регуляторов", гордо шествующих по коридорам больниц, и сурово сдвинутые брови - у стоящих перед терминалом на запись к врачу. В поликлиниках - хамство, грязь и очереди, о чем нам готовы сутками рассказывать молодые журналисточки свежеслепленных СМИ.
- - нацеленность поликлиник на платные услуги стала гораздо заметнее. На все исследования - запись, к дефицитным специалистам - запись. Но можно и сейчас, но платно. На совещаниях заведующие отделениями отчитываются, на какую сумму пациенты были направлены в кассу и каким специалистом. На специалистов "ниже пояса" давление особенно сильное.
2. В больницах
- - сокращение койко-дня. Необходимо на 1 койке пролечить как можно больше пациентов и получить за это как можно больше денег. На совещаниях, когда речь идет о заполняемости коек, никто про качество лечения не вспоминает. За столь короткое время даже не все анализы бывают готовы. Поставить точный диагноз невозможно. А подобрать лечение - вообще фантастично. Чтобы узнать, работает ли назначенный препарат на конкретном человеке, должно пройти какое-то время, а его как раз и нет.
- - лечим только тот диагноз, с которым пациент поступил в стационар. Указание, чаще всего, негласное. С аккуратным расспросом, какие препараты принимал дома. Шаг влево - шаг вправо - финансовые санкции к врачам. Кстати, выявление заболеваний из-за этого не поощряется. принцип выявления на этапе амбулаторно-поликлиническом - во главе угла. Нечего расходовать ценное больничное оборудование и деньги на то, чего больной может оплатить из своего кармана.
- - "сложные" диагнозы никому не нужны. Истории болезни с ними 100% запрашиваются экспертами страховых компаний и нещадно штрафуются. Стимул раскопать причину остался только в головах врачей и не поощряется руководством больниц. Однотонное заполнение однотипными записями историй болезни изуродовали терапевтические стационары в глубинках и подбираются к хирургическим. "Стандарты" - наша Библия. Гиппократ теперь не в тренде.
- - закрытие "нерентабельных" больниц, кроме чисто экономических префенций, имеет серьезную психологическую составляющую: будете плохо работать - и вас закроем. И медики точно знают - закроют! Ведь в небольших городах, например, врачи на "скорой" остались только в качестве прикормленных руководителей, а в больших - единичные бригады, собирающие все "пинки" от населения и начальства в полном объеме. Пообещали - выполнили. Оптимизировали. Если отдельно взятый доктор или завотделения строптив и непослушен - отделение тоже можно временно сократить. В назидание оставшимся.
- - постоянно меняющиеся правила игры с тендерами и закупками медикаментов, оборудования, ремонтами приводят к перебоям в поставках лекарств и медицинских изделий. "Регуляторы здравоохранения" долго выбирают, у кого купить, что купить и сколько на этом можно заработать. В конце и начале года из-за этого в больницах "лечат" изотоническим раствором с витаминами, который стал притчей во языцех для обозначения неэффективного здравоохранения.
- - растет нацеленность руководителей клиник на выдаивание с госпитализированных денежных средств для покрытия расходов больницы, которые почему-то не входят в перечень расходов по бюджету или занимают в нем непозволительно малую часть. Если учесть, что повсеместная практика платить врачам 10% от заработанного по платным услугам сохраняется до сих пор, никаких стимулов для зарабатывания денег с целью проведения администрацией и бухгалтерией Дня медика в дорогом ресторане не имеется.
Так что же такого нет в Златоглавой?
Не болейте!