Пациенты "звёздного" Маккиарини

Jun 11, 2020 22:32

Пётр Талантов: "Последнее время часто вспоминают про этику медицинских экспериментов на людях. К сожалению, поводы для этого печальные - то в институте Гамалеи опробуют вакцину на подчиненных, то Министерство обороны на военнослужащих.


При этом немало тех, кто считает происходящее допустимым. Мол, что эти формалисты цепляются к нарушению регуляторных требований или правил GMP, да Хельсинкской декларации - нам нужно лекарство или вакцина от коронавируса любой ценой и плевать на эти ваши принципы и процедуры. Тут сразу хочется привести какой-то пример из прошлого, но не буду вспоминать врачей-нацистов или эксперимент в Таскиги. Лучше напишу про недавнюю трагическую историю, в которую ровно год назад была добавлена еще одна неуместная и горькая деталь.

12 июня 2019 года президент РФ вручал в Георгиевском зале Кремля государственную премию, присуждаемую президентским советом по науке и образованию за выдающиеся достижения в области науки. Среди лауреатов премии по медицине были два хирурга - Владимир Паршин и Владимир Порханов, награжденных, среди прочего, за пересадку искусственных трахей. Путин зачитывал: “За счёт исследований на стыке медицины, биологии, генетики стало возможным спасение ранее неизлечимых больных. Проведение принципиально новых операций с применением искусственно выращенных органов - ещё один шаг вперёд. Они создаются в российских лабораториях с помощью тканевой инженерии и клеточных технологий индивидуально для каждого пациента.“[1] Что же стоит за уникальной российской технологией? Создание искусственной трахеи - задача нетривиальная. Будь она действительно решена в России, это был бы успех мирового масштаба, уровня нобелевки. А тут - полная тишина за пределами Георгиевского зала.

Пересадка “искусственных трахей” в России действительно проводилась. Операции были сделаны пяти пациентам. Одну пациентку оперировал Владимир Паршин, четверых - Владимир Порханов. Однако главную роль в создании пересаженных протезов и в операциях играл человек, чье имя в Кремле не прозвучало. Паоло Маккиарини, привезшего в Россию “искусственные трахеи” и пересадившего их при участии Паршина и Порханова, сейчас предпочитают не вспоминать, а если вспоминают, то называют не иначе, как “аферистом” или “этическим Чернобылем” медицины. Хотя еще несколько лет назад он считался главным новатором в своей области и про него выходили восторженные репортажи на российских федеральных каналах[2].

На момент приглашения в Россию Паоло Маккиарини был всемирно известен якобы созданной им технологией изготовления и пересадки искусственных трахей. Пересадка трахей от доноров - непростая задача не только в силу разветвленной сосудистой сети и потенциального риска иммунного отторжения донорского органа, но и в силу сложностей с его поиском. Маккиарини же брал трахею погибшего донора, из которой удаляли все клетки, оставляя лишь коллагеновый каркас, который перед операцией насыщали собственными стволовыми клетками пациента. Предполагалось, что после пересадки эти клетки начнут делиться таким образом, что искусственная трахея обрастет новыми тканями, в неё прорастут новые сосуды и в теле пациента будет фактически выращен новый собственный орган. Звучит как решение одним махом всех проблем - тут и полноценное “прорастание” органа кровеносными сосудами, и отсутствие реакции отторжения донорского трансплантата. Однако существовала “небольшая” сложность - не было никаких признаков того, что стволовые клетки исполняют роль, которую отвел им Маккиарини, и пересаженные им искусственные трахеи действительно превращаются в живой орган. Первую такую операцию Маккиарини сделал в 2008 году. Как и все последующие его статьи, опубликованный в журнале The Lancet отчет сообщал о замечательном состоянии пациентки. Лишь в 2014 году другие авторы сообщили в том же журнале, как в действительности обстояли дела. Все это время состояние здоровья прооперированной было крайне серьезным: ей требовалось постоянное вмешательство врачей, в том числе регулярная установка стентов, предотвращавших разрушение искусственной трахеи. Но это не остановило Маккиарини, и он провел еще несколько похожих трансплантаций. Часть пациентов погибла в течение года-двух после пересадки. Другим потребовалось повторное хирургическое вмешательство для удаления импланта.

В 2010 году звездный хирург был приглашен в Москву. Где вместе с одним из лауреатов премии Владимиром Паршиным прооперировал 26-летнюю гражданку Казахстана Жадыру Игликову. Жадыра попала в автомобильную катастрофу и в ходе лечения её трахея была разрушена. Приглашенный хирург получил за операцию 110 тысяч евро, отдельно ему были оплачены искусственная трахея и лекарства. Вскоре последовало еще одно приглашение в Россию. На этот раз второй лауреат Госпремии Владимир Порханов позвал Маккиарини работать в Краснодаре в рамках 150-миллионного мегагранта. Там трахеи-протезы были пересажены еще четырем пациентам. На этот раз были использованы искусственные каркасы (их называли нанокомпозитными биопротезами). Как и предыдущий, их изготовили за пределами России. Первой была прооперирована в июне 2012 года 33-летняя Юлия Туулик. Чуть позже операцию сделали 28-летнему Александру Зозуле, в августе 2013 был прооперирован Садик Канаан, врач из Иордании, в июне 2014 года -- житель Керчи Дмитрий Оногда.

В 2014 году над Маккиарини начали сгущаться тучи. Сначала забили тревогу на его основной работе - в Каролинском университете, в Швеции. Хотя факты говорили за себя, руководство долго не хотело верить, что звездный сотрудник - всего лишь ловкий манипулятор. Лишь через несколько лет повторная проверка вскрыла реальную картину. Выяснилось, что при приеме на работу он подделал свое резюме и на самом деле не имел многих из указанных там должностей и дипломов. Что информация о подлинном состоянии больных, которым была пересажена “трахея Маккиарини”, скрывалась и от коллег и, что самое главное, от новых пациентов - тем операции Маккиарини расписывались как безусловно успешные. Судя по всему, неправдой были и заявления Маккиарини о предшествовавших испытаниях искусственных органов на животных - настоящими подопытными свинками оказались оперируемые люди. Разразившийся скандал привел не только к изгнанию Маккиарини из Швеции, но и к увольнению всего правления Каролинского университета, допустившего произошедшее.

Вручение Госпремии 2019 года за столь неоднозначные “инновации” привлекло внимание тех, кто знал подробности этой истории. Одно из крупных СМИ задумало сделать об этом материал, я работал над ним совместно с журналисткой этого медиа. Увы, статья так и не была опубликована: редактор не счел ее достаточно интересной. Но мне любезно разрешили использовать собранные материалы по своему усмотрению. Было проведено несколько интервью. В частности Владимир Паршин назвал первую операцию Маккиарини успешной. Он рассказал: “После операции она восемь лет жила без больниц, это очень хороший результат. Вернулась к социальной жизни, практически в больницы не попадала.” Однако опубликованная в Clinical and Experimental Surgery статья хирурга и директора Российского научного центра хирургии им. Б.В. Петровского, в котором Маккиарини оперировал эту пациентку Сергея Дземешкевича [2] рисует совсем другую картину. Первое хирургическое вмешательство Жадыре понадобилось уже январе 2011 через полтора месяца после трансплантации. Затем в течение года понадобилось еще более 5 вмешательств (точное количество автор не приводит). В апреле Жадыре была сделана трахеостома и установлена трубка, через которую она и дышала: искусственная трахея не справлялась со своей функцией. Трансплантат не удерживал необходимый для дыхания просвет, не наблюдалось никаких признаков его превращения в живой орган.

За месяц до смерти Жадыры в июле 2018 года Паршин пересадил ей еще одну искусственную трахею, на этот раз без участия Маккиарини. По словам хирурга: “Было все нормально, она стала дышать, никаких трубок. Но увидели, что что-то происходит с легкими. Прошло время пока мы смогли разобраться, и в конце концов диагностировали диссеминированный туберкулез. Она заболела до нашей операции. Переводить ее в российский туберкулезный институт мама отказалась. Мы предлагали остаться, лечиться. Мама увезла ее в Казахстан, и там от прогрессирующего туберкулеза - это была чахоточная пневмония - она погибла. (...) Если бы не туберкулез, я думаю, она сейчас продолжала бы жить с новой трахеей.” Мне удалось найти мать Жадыры. От нее я узнал, что туберкулеза у Жадыры не было. Такое предположение звучало, но диагноз не подтвердился. Первую неделю после операции все было хорошо, но затем у Жадыры начался кашель, поднялась температура, развились воспаление и отек легких, приведшие к гибели. Именно так умирали пациенты Маккиарини, когда неприжившийся протез начинал гнить и разваливаться.

Если Жадыру Игликову оперировали, когда ее состояние было достаточно тяжелым, то состояние Юлии Туулик, прооперированной Маккиарини совместно с Владимиром Порхановым в Краснодаре, не угрожало её жизни. Процесс подготовки к операции и последующие события были подробно отсняты шведскими журналистами и вошли в документальный фильм “Experimenten”. Мы видим молодую женщину, которая окружена близкими, растит ребенка, активна, общительна и не похожа на умирающую. Некоторые неудобства ей создает наличие трахеостомы (отверстия в трахее): чтобы говорить, она вынуждена закрывать её рукой, ей недоступны интенсивные физические нагрузки. Она хочет сделать эту операцию, чтобы улучшить качество жизни - решить косметическую проблему, начать танцевать. Мы видим, как её склоняют к операции, убеждают в безопасности материала, из которого сделана синтетическая трахея, и не говоря ни слова о судьбе других пациентов.

По словам близких Юлии, вскоре после операции начались проблемы. Возникали отеки, приступы кашля, трудности с дыханием. Появился очень интенсивный запах гниющей плоти. “У меня все очень, очень плохо. Более полугода я провела в Краснодаре в больнице. Мне было сделано около 30 операций под общим наркозом. Через три недели после первой операции у меня на шее открылся гнойный свищ. И шея моя гниет до сих пор. Мой вес 47 килограммов. Я с трудом хожу. Дышать тяжело, и голоса у меня теперь нет. А запах от меня исходит такой, что люди шарахаются" - писала[3] Юлия Туулик продюсеру фильма Super Cellules телеканала ARTE немецко-французского общественного телевидения о революционном методе Маккиарини за два месяца до премьеры этого фильма. Фильм, восхваляющий великого хирурга, тем не менее, вышел. В октябре 2014 года Юлия умерла. Погибли и два других краснодарских пациента. Садик Канаан - через год после операции, Александр Зозуля - через два. Причина смерти обоих пациентов неясна. Последний краснодарский пациент Дмитрий Оногда остался в живых. Его нашел[4] журналист Sergey Nemalevich, которому Оногда рассказал: “Операция прошла успешно, да через полгода протез удалили, он начал опять сужаться и мне стало трудно дышать. Врачи пытались помочь, но ничего не вышло, сейчас у меня опять стоит трубка место трахеи.“

Жаль, что наш материал не вышел в СМИ, но у этого есть и один плюс - здесь я могу выразить свое личное отношение к произошедшему. Я не считаю нормальным, что премии Порханову и Паршину были вручены именно за это (слышал, что они хорошие хирурги и, вероятно, их и без этого есть за что награждать). Готов считать и их жертвами Маккиарини: они не единственные, кого он обманул. Судя по всему, “звездный хирург” - патологический лжец. Чего стоит хотя бы история про его несостоявшуюся невесту[5], которой он рассказывал, что работает личным врачом у Саркози, Путина и Римского Папы. Более того, за каждым врачом свое кладбище - люди смертны, медицинские вмешательства рискованны, и за это никого нельзя винить. Но меня смущает абсолютное отсутствие рефлексии в этой ситуации и упорное непризнание катастрофической ошибки, приведшей к гибели нескольких человек. Лауреаты сами себя номинировали и сами писали заявку - это был их выбор. “Экспертный” президентский совет ничтоже сумняшеся вынес решение. Россия так и не провела серьезного расследования произошедшего, ни Минздрав, ни Росздравнадзор не выразили своего отношения к деятельности Маккиарини в России. Мы должны наконец назвать преступление преступлением, а ошибки ошибками - иначе мы обречены повторять их вновь и вновь.

PS: С интересом ждем объявления Госпремии по медицине за этот год.

PPS: Спасибо Екатерина Дранкина за совместную работу и Leonid Schneider за неоценимую помощь в подготовке материала. Жаль, что текст выходит только сейчас и только здесь.

[1] http://kremlin.ru/events/president/news/60736
[2] https://www.1tv.ru/news/2012-06-22/95212-unikalnaya_operatsiya_na_kubani_patsientka_zagovorila_posle_peresadki_trahei_i_chasti_gortani
[3] https://polit.ru/article/2017/08/11/questions/
[4] https://www.svoboda.org/a/28249847.html
[5] https://www.vanityfair.com/news/2016/01/celebrity-surgeon-nbc-news-producer-scam

https://www.facebook.com/1840673480/posts/10213920211559670/

перепост

Previous post Next post
Up