Мы, ниже подписавшие
настоящую петицию, от имени:
- медицинского сообщества города,
- тысячи женщин, ставших матерью благодаря медицинской помощи врача акушера-гинеколога Аракелян Мариам Арташесовны, работавшей в Клинике акушерства и гинекологии СПбГМУ им. Академика И.П. Павлова,
- неравнодушных людей,
сообщаем о том, что творится несправедливость и, по сути, показательная репрессия в отношении врача акушера-гинеколога высшей квалификационной категории Аракелян Мариам Арташесовны, которая спасла жизнь ребенка и матери при родах.
20.11.2015 г. Аракелян М.А. была ответственным дежурным в родильном отделении Клиники акушерства и гинекологии «СПбГМУ им. И.П. Павлова». В этот день в Клинику поступила Селина Ю.В. Через несколько часов после начала родовой деятельности у Селиной Ю.В. диагностировано «лобное вставление», в связи, с чем принято решение об экстренной операции кесарево сечения. Аракелян М.А. (стаж работы в акушерстве 19 л.) немедленно распорядилась готовиться к операции. В экстренном порядке была сформирована операционная бригада в составе оперирующего хирурга Аракелян М.А., ассистента хирурга Самсоновой Е.А. (стаж в акушерстве 23 года), операционной медицинской сестры Шломиной Г.А. (стаж более 40), врача анестезиолога и анестезиологической медицинской сестры. Через 16 минут от момента постановки диагноза лобного вставления операция кесарева сечения была произведена. Родился живой доношенный мальчик с оценкой по шкале Апгар 8/8.
Операция протекала в штатном режиме, с последовательным выполнением всех этапов, включая ревизию брюшной полости. Об этом сообщили суду непосредственные свидетели и участники самой операции Селиной Ю.В. Шломина Г.А. доложила, что счет операционного инструментария и расходного материала верен. После этого Аракелян совместно с Самсоновой, не обнаружив в брюшной полости Селиной сгустков крови, гематом и посторонних предметов, зашили переднюю брюшную стенку. Пациентка сутки наблюдалась в отделение реанимации, затем переведена в послеродовое отделение. Там Селина Ю.В. провела 12 дней, ей наблюдали опытные врачи, включая лечащего врача, заведующего послеродовым отделением и профессорами. Селина Ю.В. 4 раза была обследована с применением ультразвукового аппарата (УЗИ). На 5 сутки у Селиной Ю.В. было обнаружено неструктурное образование в области дна матки, которое было расценено как гематома. Селина получала инфузионную антибактериальную терапию, при контрольном УЗИ на 11 сутки отмечено уменьшение размеров объемного образования, после чего Селина была выписана с рекомендацией явки через один месяц.
Через 12 дней после этого Селина Ю.В. самостоятельно обратилась в Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова для УЗИ обследования, в ходе которого было обнаружено объемное образование в брюшной полости, исходящей из малого таза. И Селина, благодаря связям родственницы, была госпитализирована в ВМА им. С.М. Кирова. В течение 16 часов она наблюдалась в отделении хирургии, была обследована (проведены анализы крови, мочи, УЗИ и КТ) и неоднократно осмотрена хирургами и акушерами-гинекологами. Было установлено и отмечено в медицинских документах о том, что состояние здоровья пациентки удовлетворительное без тахикардии, лихорадки, без перитониальных симптомов, без воспалительных изменений в анализах крови, по УЗИ и КТ обнаружено объемное инкапсулированное образование без наличия свободной жидкости.
На следующий день Селина Ю.В. была переведена в акушерскую клинику в удовлетворительном состоянии, где ей через 5 часов бала проведена диагностическая лапаротомия. Согласно показаниям оперирующей бригады, при вскрытии брюшной стенки была повреждена капсула абсцесса, из которой излилось около 2,5 литра гноя, извлечена хирургическая пленка. Далее было обнаружено 150 мл. свободного гноя в области малого таза, правой подвздошной области с изменениями со стороны брюшины, поставлен диагноз перитонит, реактивная фаза.
В течение 9 дней пациентка находилась в отделении акушерства и гинекологии, получала необходимую терапию и была выписана в удовлетворительном состоянии с благоприятным исходом.
После выписки Селина встретилась с руководителем Клиники акушерства и гинекологии ПСПБ ГМУ им. И.П. Павлова» Беженарем с требованиями выплатить ей 800.000 рублей и уволить врача Аракелян М.А.
Беженарь В.С. предложил Селиной Ю.В. обратиться в суд, чтобы решить вопрос о размере денежных требований. Селина Ю.В. обратилась в СМИ, было возбуждено уголовное дело в отношении доктора Аракелян М.А. и операционной медицинской сестры Шломиной Г.А. В СМИ М.А. Аракелян представили неквалифицированным врачом-убийцей. А на самом деле это не так, в суд неоднократно писались отзывы многочисленными женщинами, ставшими матерями только благодаря этому талантливому врачу. Кроме того, в информационных плакатах «ПСПБ ГМУ им. И.П. Павлова» присутствовало изображение врача акушера-гинеколога Аракелян М.А., как одного из лучших хирургов университета.
18 января 2016 года руководство «ПСПБ ГМУ им. И.П. Павлова» уволило доктора Аракелян М.А.
Врач Аракелян М.А. подверглась уголовному преследованию по надуманному обвинению за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 118 УК РФ, то есть причинение тяжкого вреда здоровью Селиной Ю.В. вследствие якобы ненадлежащего исполнения врачом своих профессиональных обязанностей.
В качестве вреда, который якобы причинила доктор Аракелян М.А., стороной обвинения указан перитонит, который не был подтвержден ни клинически, ни методами лабораторной и инструментальной диагностики.
09 июня 2017 года в отношении доктора Аракелян М.А. суд вынесен обвинительный приговор, ей назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на два года и лишение права заниматься медицинской деятельностью сроком на 2 года и 6 месяцев.
Доказательства и доводы стороны защиты, которые приводят к выводу о невиновности доктора Аракелян М.А., судом проигнорированы.
В основу приговора положено обвинительное заключение и позиция стороны обвинения о видах и сроках наказания и по имущественным требованиям, которые сторона обвинения заявила в судебном заседании.
В ходатайстве защитника об оправдании подсудимой врача Аракелян М.А. подробно приведены правовые основания и доказательства, из которых следует, что уголовное преследование в отношении подсудимой Аракелян М.А. незаконно и необоснованно:
- отсутствуют доказательства инкриминируемого ей ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей при проведении операции Кесарева сечения Селиной Ю.В.;
- у Селиной Ю.В. не диагностировано состояние здоровья, соответствующее медицинскому критерию квалифицирующего признака тяжкого вреда здоровью, который, по мнению стороны обвинения, причинен Селиной Ю.В.;
- отсутствует причинно-следственная связь между действиями врача Аракелян М.А. и наступившим вредом здоровью Селиной Ю.В.;
- предъявленное врачу акушеру-гинекологу Аракелян М.А. обвинение, а теперь, и приговор суда, противоречат позиции Президиума Верховного суда РФ, представленной в пункте 1 раздела 1 «Обзора судебной практики ВС РФ No3 (2015)», утвержденном 25.11.2015, согласно которой «под ненадлежащим исполнением профессиональных обязанностей виновным понимается поведение лица, полностью или частично не соответствующее официальным требованиям или предписаниям, предъявляемым к лицу, в результате чего наступает общественно опасное последствие».
При этом пеленка, которая, как утверждают врачи ВМА им. Кирова, была извлечена из брюшной полости Селиной Ю.В., представлена в материалы дела в постиранном виде без дефектов, подтверждающих ее длительное нахождение в гнойной полости.
Доводы защитника подсудимой Аракелян М.А. судом первой инстанции полностью проигнорированы без рассмотрения и правовой оценки.
Действия, которые сторона обвинения вменяет врачу акушеру-гинекологу Аракелян М.А. как противоправное деяние, и с которой согласился суд первой инстанции, описаны в следующих словах: «выслушав доклад операционной медицинской сестры, не убедилась в извлечении заведенной в брюшную полость Селиной Ю.В. хирургической пеленки, не выполнила должным образом ревизию брюшной полости последней».
Таким образом, оператору врачу акушеру-гинекологу Аракелян М.А. ставится в вину ненадлежащее исполнение указанных профессиональных действий на том этапе хирургической операции Кесарева сечения Селиной Ю.В., который следует после доклада операционной медицинской сестры о том, что счет верен и можно зашивать рану.
Приведя указанные доводы, суд первой инстанции, равно как сторона обвинения, не указывают способ, который бы позволил провести ревизию брюшной полости пациентки при производстве Кесарева сечения должным образом.
В то же время, как установлено материалами дела, оператор Аракелян М.А. выполнила ревизию брюшной полости пациентки стандартным методом, применяемым хирургами при таких операциях. Следует учитывать также, что подобных операций акушер гинеколог Аракелян М.А. выполнила более 2000.
Учитывая то, что уголовно-правая ответственность по части 2 статьи 118 УК РФ, возможна только при наличии факта ненадлежащего исполнения лицом, в данном случае врачом Аракелян М.А., своих профессиональных обязанностей, закрепленных в правовом предписании, то без наличия такого правого предписания, не может быть и правовой, а значит и уголовно-правовой ответственности. Об этом исходном правовом принципе (постулате) указал Президиум ВС РФ в постановлении No3 (2015) от 25.11.2015 г.
Кроме того, в приговоре, как и в обвинительном заключении, суд первой инстанции ссылается на те материалы дела, на те фрагменты показаний свидетелей, экспертов, которые можно использовать для обвинения доктора Аракелян М.А., в то же время доказательства, и показания свидетелей, которые подтверждают невиновность доктора, судом проигнорированы.
Ошибочное мнение стороны обвинения, преследующей сугубо узкие цели добиться любым способом обвинительного приговора в ущерб истине, суд принял как доказательство, имеющее заранее установленную силу, что запрещено частью 2 статьи 17 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если даже материалы дела позволили бы прийти к выводу о виновности подсудимой акушера-гинеколога Аракелян М.А., которая спасла жизни ребенка и самой Селиной Ю.В., предотвратив у нее разрыв матки, о чем показали суду свидетели и эксперты, то назначенное судом наказание чрезмерно строгое и несправедливое, не соразмерно тем действиям, которые ставятся в вину врачу акушеру-гинекологу Аракелян М.А.
Судом проигнорировано то, что на иждивении у Аракелян М.А. находится несовершеннолетний ребенок - сын 10 лет, которого она воспитывает одна, пожилая мать 80 лет, сестра инвалид.
Настоятельно просим вас предотвратить несправедливость в отношении Аракелян М.А., врача по призванию, благодаря таланту которой сотни женщин стали матерью в условиях, когда у них не оставалась на это даже надежды.
Следует отметить, что благодарственные письма сотни пациенток, характеризующих личность Аракелян М.А., суд в приобщении к материалам дела отказал.
Мы понимаем, что на уголовное преследование и столь суровый приговор в отношении Аракелян М.А. повлияло неверное освещение событий в средствах массовой информации, которое продолжалось на всем протяжении: с момента первого сообщения до настоящего времени.
Эта петиция будет доставлена:
Петроградский районный суд