После длительной разлуки с сыном, я наконец мог стать полноценным родителем и первым делом поставил цель - научить читать по-русски. Было бы странно, если после работы я перестал быть дизайнером, поэтому для меня эта была очередная задача, которую решал системно и дизайнерскими приёмами.
До меня сына учила мама. Вот как выглядела страница до.
И после.
Не стал изучать предметную область и почти сразу выработал графическую идентификацию отдельных букв, окончаний и слогов. Вертикальной палочкой обозначил отдельно произносимую букву, дугой - слог, а окончание, союз или короткое слово - кружком.
Так, через ассоциации ребёнку легче понять состав слова и не путать слог с отдельной буквой. И главное, выработалась универсальная система обозначений: сын сможет правильно прочитать любое слово без подсказки.
Через несколько дней страница выглядела так.
Длинный текст так. Цвет меток случаен и не несёт никакого смысла.
Вообщем, бумага, как и сын натерпелись.
Когда мы начали читать сказки или рассказы, стало понятно, что «Азбука, мой первый учебник» не подойдёт. Объяснение выражений «пошутил, да и будет», «полно тебе», «нагнули головы и трах» и тому подобное занимает много времени. К тому же, покажите мне семьи, где общаются «русскими народными сказками». Нужна книга простая, весёлая и современная. Освоить старый стиль ещё успеет. Кстати, найти такую не просто, немного изучив рынок детской литературы становится понятно - обыденные детские книги в дефиците. В основном это переиздания русско-советской классики или приключения голливудских мультгероев. Но нашлась, выбрал книгу Софьи Аксельрод «Я учусь читать».
И снова метки, метки, метки.
Конечно, я экспериментировал и смотрел что из эксперимента получится. Просил сына читать про себя - долго и неэффективно. Просил читать без меток - понятно, к этому ребёнок должен быть готов. Через некоторое время метки не нужны были совсем, мозг запомнил их и проблема была только с пониманием длинного и незнакомого слова. Но это уже второй уровень.
Так выглядели последние прочитанные рассказы.
В формате было-стало.
Учение учит быть терпимым, что мне не всегда удавалось, дисциплинированным, что мне свойственно и от моих занятий не отлынуть. И самое главное, научить и привить любовь к чтению. Думаю мне это удалось - сын читает, что попадает в его поле зрения.