Исследуя иконки наткнулся на два очень интересных понятия:
гипероним и гипоним. Понятия взаимосвязанные и обратные по отношению друг к другу. Под первым понимают общее понятие, под вторым более конкретное.
К примеру, детская мебель, кухонная мебель, прихожая, спальная, гостиная и т. д. - гипонимы. Гиперонимом для них будет мебель.
Какие знания дают эти понятия? Мы будет лучше понимать принципы составления иконок. Хотя я уверен, в большинстве случаев, иконки проектируют интуитивно.
Обычно при составлении каталогов или классификаторов рядом с гиперонимом размещают пиктограмму. Почему пиктограмму, логичнее было бы вставлять идеограмму? Нет, не логичнее. Разберём на примере.
Футбол, хоккей, баскетбол и т. д. - это как вы поняли гипонимы. Гиперонимом для этих видов будет спорт.
Гипонимам соответствует признаки пиктограммы, в них отображаются узнаваемые черты предметов или явлений. Пиктограммой футбола может быть мяч, хоккея - шайба или клюшка, баскетбола - мяч или кольцо. Во всех случаях можно найти узнаваемый образ.
Идеограмма согласуется с гиперонимом, обозначая некоторое понятие. Но всегда нужно помнить, что
идеограмма может называться пиктограммой.
Какую же идеограмму можно придумать гиперониму спорт? Однозначной сделать невозможно, узнаваемой тем более. К тому же спорт у всех свой, т. е. ассоциативный. Проще всего спуститься на уровень гипонимов и придать ему узнаваемый образ пиктограммы, таким образом сузить ассоциативный ряд до одного предмета, например до футбольного мяча.
Яндекс.Каталог живо даёт понять, как это всё работает.