Гиперонимы и гипонимы в иконках

Jan 14, 2013 11:08

Исследуя иконки наткнулся на два очень интересных понятия: гипероним и гипоним. Понятия взаимосвязанные и обратные по отношению друг к другу. Под первым понимают общее понятие, под вторым более конкретное.
К примеру, детская мебель, кухонная мебель, прихожая, спальная, гостиная и т. д. - гипонимы. Гиперонимом для них будет мебель.

Какие знания дают эти понятия? Мы будет лучше понимать принципы составления иконок. Хотя я уверен, в большинстве случаев, иконки проектируют интуитивно.

Обычно при составлении каталогов или классификаторов рядом с гиперонимом размещают пиктограмму. Почему пиктограмму, логичнее было бы вставлять идеограмму? Нет, не логичнее. Разберём на примере.

Футбол, хоккей, баскетбол и т. д. - это как вы поняли гипонимы. Гиперонимом для этих видов будет спорт.
Гипонимам соответствует признаки пиктограммы, в них отображаются узнаваемые черты предметов или явлений. Пиктограммой футбола может быть мяч, хоккея - шайба или клюшка, баскетбола - мяч или кольцо. Во всех случаях можно найти узнаваемый образ.
Идеограмма согласуется с гиперонимом, обозначая некоторое понятие. Но всегда нужно помнить, что идеограмма может называться пиктограммой.

Какую же идеограмму можно придумать гиперониму спорт? Однозначной сделать невозможно, узнаваемой тем более. К тому же спорт у всех свой, т. е. ассоциативный. Проще всего спуститься на уровень гипонимов и придать ему узнаваемый образ пиктограммы, таким образом сузить ассоциативный ряд до одного предмета, например до футбольного мяча.

Яндекс.Каталог живо даёт понять, как это всё работает.


гипероним, гипоним, идеограмма, пиктограмма, Яндекс, иконки

Previous post Next post
Up