Критика ТРИЗ

Feb 29, 2012 13:28

Есть такая штука ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских Задач. Я довольно много о ней писал. Придумал её советский изобретатель Генрих Альтшуллер ещё в середине прошлого века. Придумал он её для благих целей, а именно создать единый алгоритм для решения инженерных задач.

Для этого ему пришлось исследовать патентный фонд СССР и выявить общие закономерности в авторских свидетельствах. Можно сказать, что Генрих Самуилович пытался сделать шаблон, по которому можно было бы придумывать идеи. Не ходить по комнате взад и вперёд, а взять некую таблицу в которой можно будет отыскать направление для поиска идеи. Но, хочу предупредить, что ТРИЗ изначально был разработан для решения инженерных задач. Это уже потом последователи пытались адаптировать законы, приёмы и стандарты для других отраслей: социальных, гуманитарных и т. д.

Безусловно, Альтшуллер был идеалистом и романтическим мечтателем. Только такие личности пишут фантастические рассказы, создают школы ТРИЗ и сидят в лагерях за свои идеи. Мне кажется им двигало как и любого человека-идеалиста сделать общество и человечество чуть лучше, поэтому он отдал более 50 лет изучению и продвижению своих идей и своей теории в массы.

Мне и другим молодым людям довольно тяжело представить какого этого: отдать большую часть жизни ради мечты - создать алгоритм изобретательства! В наше время меркантилизма, гедонизма и постоянных соблазнов - посвятить чему-то свою жизнь почти невозможно.

Так, вот, к чему это я всё. Прочитав его книгу, изучив материалы по ТРИЗ я был в восторге: как же круто, всё уже придумали за нас, нужно только подставить ситуацию в формулу и уже можно найти идею. Я писал статьи, пытался адаптировать методологический аппарат ТРИЗ к прикладному дизайну. Выходило как-то не очень. Но я не отчаивался и пытался снова. Адаптация так и оставалась на бумаге, а в работе я не знал как это применять.

И я снова пытался. А ведь как красиво, смотрите сами.
Все технические системы развиваются:
1. в направлении увеличения степени идеальности
2. в увеличении степени динамизации
3. до определённого предела, за которым система включается в надсистему в качестве одной из её частей
4. в направлении дробления
5. в направлении увеличения управляемости

Написано вроде сложно. Но, на самом деле всё довольно просто. Технические системы развивается по диалектическим законам. Закономерности эти познаваемы, их можно использовать для сознательного совершенствования старых и создания новых систем. Т. о. зная законы развития систем, инженер может представить какой должна быть изменяемая им система и что нужно для этого сделать.

Всё это богатство нужно для совершенствования систем. Человеку всегда нужно что-то совершенствовать.

Но основная моя претензия к ТРИЗ - это мистер Капитан Очевидность. И без ТРИЗ люди додумались, что нужно использовать динамизацию для усовершенстования например внешних зеркал бокового вида в автомобилях, когда они стали сворачиваемыми, а не неподвижными как это было ещё недавно. Примеров можно привести много. Подобные законы и приёмы как мне кажется только снижают эффективность поиска идей. Без экспериментов и исследований человечеству не обойтись.

Единственно, что оставлю для себя - это представление об идеальности объекта. Снова я занудствую с терминологией и кажущейся сложностью слога. Но снова всё просто. Идеальность объекта это когда объекта нет, но функция его выполняется. Когда вы это поймёте, ваш мозг уже не сможет работать по-прежнему. Глядя на любой предмет вы захотите его улучшить, это я вам точно говорю. И улучшить так, чтобы что-то из него выкинуть не потеряв смысла и функциональности. Это круто.

Лучшим примером идеальности объекта для меня служит лючок фордовского бензобака



«Казалось бы, все мы привыкли отвинчивать и завинчивать пробку бензобака - так вот, Ford постепенно внедряет на своих моделях горловину без отдельной крышки. Она закрывается самим лючком. Так что никаких хлопот с тем, куда ее девать, и нулевая вероятность потерять ее или забыть».

Для самостоятельного изучения:
1. По тегу ТРИЗ
2.  ТРИЗ для дизайнера: законы и приёмы, вторая версия
3. Дискуссия с Майком Лисянским

ТРИЗ

Previous post Next post
Up