Пресс-конференция с Майком Лисянским

Feb 04, 2012 23:37

Меня интересует методология проектирования интерфейсов. Я спрашиваю у людей, используют ли они какой-либо метод. На что они опираются в работе и как у них получается делать хорошие продукты.

На интенсиве в британской высшей школе дизайна 2 дня у нас был Майк Лисянский. Он рассказывал о своём видении проектирования и о своём методе, который называет ( Read more... )

Лисянский, вопросы, интенсив, Купер, ТРИЗ, Раскин, пресс-конференция, британка

Leave a comment

tomenko February 5 2012, 11:43:31 UTC
Я люблю кофе, и часто пользовался вендинговыми автоматами. У меня есть концепт кофейного автомата, который отличается от стандартных плохих, в котором убраны недостатки существующего взаимодействия и добавлены правильные, на мой взгляд, вещи. Я его начал делать в далеком 2008 году, но, собственно, он давно готов, но предложить его некому, поэтому как-то до ума его доводить пока не было смысла, но вот решил довести, просто чтобы был. С тех пор автоматы немного модернизировались, но проблемы остались те же.



Здесь решена главная проблема таких автоматов - это то, что невозможно вернуть деньги. Если ты забросил пять гривен, а кофе стоит 6, и больше денег под рукой у тебя нет, то ты в заднице. Если нет товаров на сумму 5 гривен, чтобы хоть что-то купить, то ты в двойной заднице, потому что деньги вернуть нельзя. Здесь идет работа с балансом, всегда можно снять деньги, в любой момент времени, нажав на кнопку "сдача". Выбор производится в два действия (да, Раскин, существительное-глагол), то есть можно поменять напиток, текущий напиток подсвечивается и кнопка залипает.

И решены еще две проблемы, которые всегда бесят - из маленького окошка нереально выковырять сдачу и почему-то оно находится в самом низу всегда. Сам стакан, конечно же, тоже находится внизу, и всегда приходится наклоняться, чтобы забрать готовый напиток. Причем я человек роста чуть выше среднего.

Это вкратце. Цель разработки - это конечно сделать удобнее процесс и соответственно повысить прибыли от вендинга, увеличив число довольных пользователей.

Вопросы (надеюсь, ничего, что сразу два):

1. Что вы думаете об этом концепте, какие моменты, по-вашему, реализованы неправильно?

2. Я очень хочу, чтобы все стало удобнее. Каким образом вообще можно продвигать свои концепты интерфейса в разные сферы, чтобы хоть как-то изменить ситуацию? У меня много разработок и мыслей на этот счет, но к кому с ними идти, я вообще не в курсе.

Reply

mike_lisiansky February 5 2012, 17:09:38 UTC
Очень объемный вопрос, мне нужно некоторое время чтобы обдумать и сказать свое мнение.

Reply

tomenko February 5 2012, 18:12:38 UTC
Конечно, буду признателен за ответ.

Reply

mike_lisiansky February 6 2012, 15:11:50 UTC
Про твое решение однозначно можно сказать только одно - оно явно сырое, чистая идея без привязки к реальности. Желание сделать мир лучше - это хорошо, но с соблюдением обязательных условий: «мир не должен быть против» и «в процессе не пострадало ни одно животное, даже если оно человек».

Любое «новое» имеет свою цену решения - воображаемую сумму усилий, влияющую на решимость людей сделать эти усилия. Цена складывается из множества достаточно неочевидных параметров, которые можно выяснить обычно только экспериментальным путем. Чем лучше ты представляешь процесс решения, тем проще тебе его продать другим людям. Бывают случаи, когда даже прямая денежная выгода не побуждает людей сделать или изменить что-нибудь. При этом в любом случае, важный фактор - твоя собственная активность, если ты не ждешь что за тебя кто-то все сделает, задача в глазах других людей сильной упрощается.

При придумывании «нового» важно самому определить эту цену решения. Никакого «научного» способа для этого нет, все только по собственным ощущениям. Главное быть готовым ясно ответить на вопрос - сколько это будет стоить в деньгах (все решение), сколько времени потребует, какую выгоду это принесет, чего ты за это хочешь. Понятно, что это будут очень грубые оценки, все может поменяться и т. д., но от чего-то все равно нужно отталкиваться, а поскольку ты предложил - значит ты самый компетентный в вопросе.

Теперь к твоей идее. Задача, которую ты пытаешься решить распадается на несколько частей.

Первая - собственно взаимодействие с пользователем.

Вторая - взаимодействие с деньгами.

Третья - технические ограничения.

Взаимодействие с пользователем (просмотр баланса, выбор напитка, заказ напитка) у тебя решено прямолинейно и очевидно - это несомненный плюс.

Но ты остаешься в рамках существующих решений, когда напиток выбирается механической кнопкой, даже не задумываясь почему это так. Насколько я понимаю, делается это для максимального удешевления - внутри нет компьютера, а есть только примитивные механизмы. Примитивный механизм не позволяет делать сложную программу, что и доставляет основную часть проблем для пользователя.

Твое решение повышает требования к разумности автомата (запомнить выбор пользователя и позволить его поменять - это уже сложное действие), что подразумевает добавление в него компьютера. А если добавить в автомат компьютер, то можно уже думать уже и о более сложном поведении, более внятном интерфейсе и… вобщем вообще можно заменить все эти механические кнопки на тачскрин, тем более что они сейчас стали весьма дешевы. Фактически, можно дать новую нишу для производителей киосков оплаты, они как раз ищут такую.

Кроме выбора напитка и просмотра баланса, есть еще просто физическое расположение различных элементов автомата - высота, разнос элементов и т.д. Здесь нужны эксперименты - рост людей меняется от 1,50 до 2,00, сложно сходу выбрать правильные значения.

Взаимодействие с деньгами - я не очень хорошо понимаю проблему, которую ты решаешь.

Почему окошко для сдачи у автоматов маленькое - непонятно, скорее всего связано с некими историческими особенностями, там где ты живешь. В современных веддинговых автоматах, где я с ними сталкивался (в московских аэропортах, автоматы по продаже билетов на общественный транспорт в Вене, Берлине и Париже), имеют очень большой лоток для сдачи, с прозрачной крышкой и подсветкой.

Reply

valiullin February 6 2012, 17:39:08 UTC
Но ты озвучивал основную проблему тач-скрина - отсутствие тактильного отклика. Мне совершенно непонравился тачскрин лифта в британке, реальные кнопки удобнее. Почему предлагаешь именно тач?

Reply

mike_lisiansky February 6 2012, 19:45:15 UTC
Отсутствие тактильного отклика - это проблема ближайшего будущего, которая будет решена в ближайшее время. Показывать без нее «будущее» - это обманывать себя и других.

Сейчас touch screen - лучший способ для взаимодействия с пользователем на устройствах, которые пользователь использует достаточно редко, в тех же самых вендинговых автоматах. Они дают очень большую свободу в построении интерфейса и большие возможности для визуального отклика, при этом уже достаточно обыденны и дешевы в поизводстве.

В случае с вендинговым автоматом, если делать в нем сложные (относительно) функции, то внутрь нужно встраивать либо полноценный компьютер, либо микроконтроллер. У каждого варианта есть достоинства и недостатки, но в случее с микроконтроллерами есть явная проблема - нужен специальный программист, который умеет его программировать. Зная насколько пуст рынок труда в России, я бы не рискнул строить свой бизнес на микроконтроллерах, уж лучше более дорогие компьютеры, но больший выбор исполнителей.

К тому же, вендинговый автомат можно скрестить с тем же терминалом оплаты, вообще получится два в одном. Несколько, конечно, шизофренично, но при некоторой доработке может получится очень даже неплохо.

А touch screen у лифта в Британке тебе не понравился (как и мне, тоже) по простой причине - он там абсолютно ни к месту, противоречит привычкам и неинформативен (красный круг означает что? лифт сломался?).

Reply

valiullin February 7 2012, 03:50:39 UTC
С информативностью лифта я бы поспорил.
Везде, где я пользовался лифтом использовалась подсветка вызова лифта в виде круга.
Хотя стрелка была бы лучшим соответствием.

Reply

mike_lisiansky February 7 2012, 18:13:27 UTC
Стрелка была бы лучше, да. А тактильная кнопка со стрелкой и подсветкой - еще лучше и еще более информативнее.

Reply

valiullin February 7 2012, 18:14:19 UTC
Тут не поспоришь :-)

Reply

mike_lisiansky February 6 2012, 15:12:05 UTC
Еще есть проблема с наличной валютой - банкнотами и монетами. Про гривну ничего сказать не могу, но вот российские рубли спроектированы плохо - большой разрыв между номиналами бумажных и металлических денег, постоянное отсутствие сдачи. Чтобы пользоваться автоматами, нужно либо иметь горсть тяжелой мелочи (никому не нравится), либо получить горсть тяжелой мелочи на сдачу (никому не нравится). У евро таких проблем нет, там монеты очень функциональны, не тяжелые, разрыв между 2 евро (самая крупная монета) и 10 евро (самая маленькая из ходовых купюр) не очень большой. Также нет таких проблем у тайского бата. Подозреваю что при работе с веддинговыми автоматами будут проблемы у малайзиского ринггита и индийской рупии, точно есть проблемы у индонезийской рупии.

Так что на счет приема денег и выдачи сдачи нужно более тщательно изучить вопрос - там 100% есть тонкости, которые влияют на процесс.

И еще есть технические ограничения конструкции - автомат должен быть рационально скомпонован, емкости с деньгами должны быть защищены и, одновременно, функциональны, в автомат должно быть легко добавлять ингридиенты напитков, воду, проводить технический контроль и ремонт, его должно быть просто перепрограммировать и т.д. Если что-то в конструкции автомата противоречит твоему интерфейсному решению, то скорее всего под нож пойдет твое решение, чем конструкция автомата.

Reply

mike_lisiansky February 6 2012, 19:32:31 UTC
А вот что делать с твоей идеей - это достаточно просто.

У тебя есть возможность реализовать самому, сделав прототип, найдя инвестора и организовав производство.

Ты можешь найти тех, кто производит вендинговые автоматы, рассказать про свою идею и начать работать на уже существующем предприятии.

Ни в первом, ни во втором случае у тебя не будет высокой вероятность успеха с первого раза, но на твоей стороне должна быть настойчивость и желание сделать мир лучше. Шансы на удачу с первого раза еще не очень высоки, потому что очень важно найти «правильных людей», с которыми тебе будет плодотворно работать - деньги всегда имеют меньшее значение, чем люди. И не важно кем именно будут эти люди - инвесторы, начальники, сотрудники или подчиненные, главное чтобы в результате у тебя получалось именно то, что тебе нравится.

Главное не просто придумать, но и довести до внедрения - к успеху приходят не те, кто придумал, а те, которые еще и сделали. Самый яркий пример - это телефон. Придумал его Антонио Меуччи, который как-то не сильно горел желанием сделать из этого бизнес, а вот получил на него патент (фактически - присвоил себе права на идею) и внедрил Александр Белл.

Еще очень важно преодолеть особенности нашей культуры, которая пообщает любовь к начальству и осуждает личную инициативу. Хочешь что-то делать - делай, есть немалый шанс что у тебя все получится. Если ничего не делать, то точно ничего не получится.

Reply

tomenko February 6 2012, 21:02:42 UTC
Спасибо, за развернутые комментарии, что нашел время хорошо все проанализировать.

-- Еще очень важно преодолеть особенности нашей культуры, которая пообщает любовь к начальству и осуждает личную инициативу. Хочешь что-то делать - делай, есть немалый шанс что у тебя все получится. Если ничего не делать, то точно ничего не получится.

Майк, не вопрос, я в курсе этого, как никто.

Я еще сам не определился, что я хочу сделать для себя из этой идеи. Главное, что меня интересует здесь - это сделать действительно удобную, в какой-то мере, возможно, революционную в отрасли, вещь. Чтобы если заниматься ею, то чтобы люди воплотили ее как нужно.

Еще можно вопросы? Я смотрю, поток не очень большой, время есть?

Reply

mike_lisiansky February 6 2012, 21:43:37 UTC
Да, конечно, задавай без проблем, только чтобы ветки не путались и не распухали, новый вопрос - новым комментом к посту.

Reply

valiullin February 7 2012, 03:26:07 UTC
Ох, как зря люди не задают вопросы, наверное все сложившиеся профессионалы :-)

Reply

njusjundrik February 16 2012, 20:51:04 UTC
А я знаю почему окошко выдачи сдачи маленькое. Потому что когда автомат выплевывает монеты, они под тяжестью вылетают и отскакивают от стенок. Если пространство, куда человек пихает руку большое, то вероятность попадания монеты на землю или даже под автомат очень велика. Если маленькое, то она значительно ниже.

Не знаю как в Украине, а в России, по-моему, автомат уже давно отдает все, что ты запихал в него, даже если покупка не была произведена. Т.е. проблемы (про 5 гривен) нет.

А еще у вас в интерфейсе нет кнопочек для регулировки количества сахара :3

Reply

tomenko February 16 2012, 21:06:41 UTC
-А я знаю почему окошко выдачи сдачи маленькое. Потому что когда автомат выплевывает монеты, они под тяжестью вылетают и отскакивают от стенок. Если пространство, куда человек пихает руку большое, то вероятность попадания монеты на землю или даже под автомат очень велика. Если маленькое, то она значительно ниже.

Неа, для того, чтобы монеты не вылетали, там предохранительное стекло есть. Дел не в этом.

Reply


Leave a comment

Up