Не кончено!

Aug 31, 2013 11:24

Оригинал взят у balovin в Не кончено!
Утром Врубель начал писать с фотографической карточки покойного сына хозяев дома, где мы гостили. Он взял у меня краски: желтую, черную, зеленую и киноварь. После обеда Врубель позвал меня смотреть портрет. Пошли все. Военный дядя стоит, горячится и говорит: “Не кончено еще, не кончено”. Он махал руками и говорил “не кончено”, вроде как испугавшись чего-то. Врубель написал желтой охрой с зеленой (ярким центром губы киноварью) византийскую форму, как тон икон, с обведенными кругами подобно новгородским ликам Христа. Было красиво и особенно. Мальчик был похож, но жутковато смотрел белыми зрачками. “Как интересно”, - сказал Михаил Александрович, Все молчали, потом пошли на террасу пить чай. Дядя говорил: “Не кончено еще, а вот Маковский, тот - раз и готово”.

Хозяйка сказала мне: “Скажите вы Михаилу Александровичу, я ему все говорю - ведь у Коли были голубые глаза, а он делает белые”. - “Потом, матушка, он сделает голубые: еще не кончено”, - говорит дядя, искренне желающий, чтобы все было по-хорошему. По всему было видно, что портрет Михаила Александровича взволновал весь дом. Стало тише, невесело, перестали говорить анекдоты, слушая которые от души смеялся Михаил Александрович, и даже сам рассказывал анекдот, что к нему совершенно не шло, и рассказывал невозможно плохо.

На другой день портрет был переписан. Лицо бело-голубое, в два раза больше натуры, глаза зеленые, зрачки черные. Он был весь мягкий, как вата, как облако. Дядя умолк. За обедом вздумали рассказать анекдот, ничего не вышло - мимо. А я смотрел на Михаила Александровича, на его английскую выправку и думал: “А замечательный ты человек” - и посмотрел ему прямо в глаза. Вдруг Врубель сказал: “Константин Алексеевич, выпьем с тобой на "ты"”. Я принял с радостью предложение. “Я Моцарт, - сказал мне на ухо Врубель, - а ты не Сальери, и то, что делал я, тебе нравится, я знаю”. На другой день дядя поймал меня в саду - я писал мотив, маленький этюд, - подошел ко мне и сел рядом. Я бросил писать, тоже сел на лавочку, которая была около. Дядя вздохнул. “Ну, что же это такое, Константин Алексеевич, - с укором в голосе начал дядя, - ведь его просят, все говорят, все - у Колечки были ведь голубые глаза, так зачем же он сделал зеленые? Ведь Михаил Александрович - воспитаннейший, культурнейший человек, ведь вы видите сами... И потом, голова очень велика! Я ему говорю: “Михаил Александрович, голова очень велика и глаза нужно голубые”, и дал ему честное слово, что так было. Знаете, что он отвечал? - Это совсем не нужно!” Но при этом, надо заметить, характерно то, что этот дядя, простой и добрый человек, столь озабоченный и обеспокоившийся Михаилом Александровичем, даже не вздумал посмотреть, что я писал тут, около него.

К вечеру портрет был опять желтый, но другого тона, с дивным орнаментом герба сурикового тона, но такого орнамента, что я никогда не видел. На другой день портрет опять для всеобщего удовольствия был просто нарисован с фотографии, очень скоро и очень просто раскрашен, с голубыми глазами. Все были в восторге. Орнамента, герба не было, был простой коричневый фон. Дядя сказал: “Ну вот, я прав - теперь окончен”, целовался с Михаилом Александровичем. Все были веселы и довольны.

Константин Коровин, "Моя жизнь"
Previous post Next post
Up