Aug 23, 2016 16:22
1. Надо помогать выстраивать и моделировать успешные судьбы людей в изменяющемся мире, через гибкие стратегии, а не просто учить их навыкам.
2. Цель обучения - развитие человека в успешную личность, а не создание корпоративного раба.
3. Цикл обучения и развития никогда не заканчивается, особенно в пожилом возрасте - когда обучение и учительство становится основной деятельностью любого человека.
4. Человек не может выйти в отставку, он может сменить вектор роста. Рост не заканчивается никогда.
5. Проектный подход как самый эффективный. На каждом этапе человек должен что-то созидать. Обучение для понимания и запоминания - не имеет смысла. Обучение, которое не меняет поведения, картины миры - не имеет смысла.
6. Основа обучения - это персональный менторинг, помощь в росте, в понимании и действии, а не доставка контента. Главное не новые знания, а поступки и движение. Каждый получает индивидуальный менторинг, причем адаптивный - это зависит от запроса. Чтение и просмотр лекций - это самостоятельная работа. Главное то, что человек делает, а не то что и сколько он читает. Не стройте иллюзий - результатов достигают самые деятельные, а не самые начитанные.
7. Каждый получает индивидуальную траекторию роста - иначе просто не может быть. Это значит типовые паттерны стратегий адаптируются индивидуально под личные обстоятельства, уровень и запросы. Нет и не может быть повторяющихся траекторий обучения и путей в жизни.
8. Надо добиваться 100% успешности для всех учащихся, т.е. вариант, что не более 3% достигает значимых целей - не проходит. Стремиться надо к 100%. Ясно, что это трудно достижимо, но когда ставишь цель именно так, то это меняет подходы.
9. Никаких “количество мест ограничено” и “срок приема заканчивается”. Можно начинать, заканчивать, возобновлять обучение в любое время.
10. Ученик и Учитель - это не разные люди, это лишь разные фазы на жизненном пути, которые могут присутствовать одновременно.
11. Кто хочет эффективно учиться - обязательно должен заниматься своей профессией и учить этому других.
12. Ключевым для учителя является репутация, а не маркетинг образовательных услуг.
13. Учитель - возможно на определенном этапе перестает быть отдельной профессией, а становится обязательной частью жизни любого человека, стремящегося к развитию.
14. Грамоте, счету, простым производственным навыкам может научить алгоритм и это так и будет, чему же будет учить человек?
15. Что есть такого, чем может научить только человек и чему не может научить машина? Везде, где есть данные, процедуры и метрики в обучении может быть использована машина.
16. Но какова цель обучения? Вырастить еще одного робота с определенными навыками, которого можно воткнуть в те процессы, где пока человека использовать выгодней, потому что такого робота еще не создали? Или мы учим человека, способного создавать новые миры?
17. Что является ключевым в подходе к обучению? Обеспечивать процесс и находить решения проблем или создавать нечто новое?
18. Если большая часть процессов постепенно отойдет к машинам, то наверное имеет смысл людей учить созидать, развиваться, достигать успеха - пусть это понятие и будет постоянно меняться?
19. Постепенно мы подходим к вопросу - смысла жизни. Если он есть для каждого и свой, то смысл обучения - научить воплощать этот смысл, ибо если обучение не помогает реализовывать человеку смыслы - оно бесполезно.
20. А если обучение не учит создавать новые смыслы, то обучение - бессмысленно.
То, чему может учить только человек - это в первую очередь создавать смыслы.
(с) Alex Krol
полезное,
развитие