Суп в искусстве: Энди Уорхол

Apr 05, 2013 14:20

Сегодня, 5 апреля, празднуется День супа. Да-да, этого прекрасного, всем с детства знакомого, многим любимого и одновременно ненавистного "первого" блюда.
Само блюдо "суп" вобрало в себя много культурных моментов той или иной эпохи или страны, поэтому суп отразился не только в истории и культуре, но и в искусстве. И, когда начинаешь об этом размышлять, первое, что приходит в голову - это, конечно, Энди Уорхол и его знаменитая шелкография "Банки супа „Кэмпбелл“". Этому и посвящен мой пост.



Энди Уорхол, знаменитый король поп-арта, прославился "заигрываниями" с жестяными банками супов "Campbell`s", которым, по его собственному заверению, в детстве и отрочестве кормила его мать. Конечно, Уорхол (помимо короля поп-арта) был еще мастером эпатажа, поэтому мы будем верить не всем его словам. Но то, что суп "Cambell`s" был знаком каждому американцу, подтверждает следующая история: Муриэль Лэтоу, декоратор и владелец арт-галереи в Манхеттене однажды сказала Уорхолу, что он должен нарисовать "что-то, что ты видишь каждый день и что-то, что все бы узнали. Что-то типа банки супа «Кэмпбелл»". Говорят, что Уорхол ответил: "Ох, это звучит восхитительно!", и ушел на следующий день в магазин за ящиком супов.
Что ж это за зверь такой - супы в жестяных банках фирмы "Campbell`s"? Wiki пишет, что это крупнейший мировой производитель консервированных супов, макаронов, готовых блюд, соков, бисквитов. Компания семейная, основана в 1869 году Джозефом Кэмпбеллом и Абрахамом Андерсоном. Отлично, но нам ничего особенного не говорит, кроме того, что почти сто лет до появления шелкографий прочно развивалась на американском рынке

А мы вернемся к Энди.



Существует несколько предположений о том, как в голову начинающего художника пришла идея о создании "консервного" полотна. Официальная версия гласит, что рожденный в бедной иммигрантской семье Уорхол в детстве часто был вынужден есть воспетый им впоследствии консервированный суп. Повзрослев и впитав широко распространенные тогда идеи нео-дадаизма (направления в искусстве и литературе, признающего бессмысленность существования), Энди попытался отразить свои убеждения в работе. По его собственным словам, картина представляет собой "сущность ничтожности". Уорхол так ненавидел этот суп, что не мог не излить столь сильные чувства в творчестве. Другая версия (предлагаемая Тедом Кэри, близким другом Уорхола), гласит, что великий мастер эпатажа купил идею столь неоднозначного проекта у знакомого галериста за 50$. В 1985 году в интервью журналу "Face" мэтр упомянул, что у его матери было хобби изготовлять из консервных банок цветы, из-за чего в доме всегда можно было найти жестянки из-под супа. Это заявление моментально породило слухи об участии старшей Уорхол в творении сына. Так или иначе, мы получили прекрасный арт-объект, стремительно ворвавшийся с мир искусства и повлиявший на множество светлых умов. :)))

Первые супы "Campbell" в его исполнении появились в 1962. Они были исполнены в технике шелкографии, всего 32 картины с идентичными банками. Они располагались на стене в ряд, как на витрине магазина.



Критики сразу разглядели Уорхола и стали утверждать, что работы молодого художника вскрывают пустоту, пошлость и безликость культуры массового потребления, когда образ вещи (мистический и глобальный) довлеет над самой вещью. Таким образом, обыкновенные банки с супом превратились в объект искусства. Так поп-арт прочно вошел в массовую культуру, став самой яркой ее частью. А супы "Кэмбелл" превратились в "визитную карточку" Энди Уорхола. Художник возвращался к этому продукту еще несколько раз. В 70-е он красил их в психоделические цвета, а в 80-е использовал в своих ретроспективах.



Супы Энди Уорхола были так популярны (как и сама его личность), что в мае 1969 года они вместе со своим создателем появились на обложке Esquire. Энди тонет в своем же творении, таким образом символизируя упадок поп-арта. Это одна из знаковых обложек XX в.



В 2012 году компания Campbell Soup Company почтила работы великого Энди и выпустила серию банок супа в психоделических цветах и с цитатами самого Уорхола, отметив 50-летие появления полотен художника.



В России супа "Кэмбелл" не продается. Ну что поделать, не едим мы консервированные супы. Мы и обыкновенные-то едим через раз! :)) Но, тем не менее, есть прекрасная история о том, как Энди Уорхолл в 1985 году передал банки супа "Кэмбелл" и другие подарки со своим автографами ленинградским художникам и музыкантам. Именные подарки от Энди Уорхола тогда получили Сергей Курехин, Тимур Новиков, Виктор Цой, Сергей Бугаев Африка, Георгий Гурьянов, Олег Котельников и Борис Гребенщиков. Все они в то время входили в состав организованной ими Новой Академии Всяческих Искусств, на собрании которой они приняли решение о присуждении Энди Уорхолу звания академика. Тогда же (в январе 1986 г.) была произведена в галерее "АССА" первая квартирная выставка Энди Уорхола в СССР.



Подробнее об этой чудной истории можно почитать тут

Заканчивая рассказ о супах в искусстве и Энди Уорхоле необходимо упомянуть, что по итогам 2012 года Энди Урхол стал самый продаваемым художником в мире, а его "Большая банка супа Кэмпбелл с открывашкой" ушла по рекордной цене в 23,9 млн долларов.

Безусловно, сама фигура Энди, его влияние на искусство, его мысли, образ и поступки - все это крайне интересная огромная тема, которая, к сожалению не является предметом моего постика.:(((



Но кому интересно, вот тут можно почитать об Энди Уорхоле или Андрее Варгола, ребенке украинских эмигрантов. :)
warhol.org.ru
andy-warhol.ru

искусства

Previous post Next post
Up