Oct 22, 2008 17:28
В середине 18го века, маркиз Д’Аржансон, тогдашний французский министр иностранных связей, размышляя о свободах и прогрессе сделал вывод, что система достигла того уровня развития, что не нуждается больше в регулировании, а способна существовать сама по себе. Мол, мир стал достаточно цивилизованный - значит может обоитись без указок сверху. Такого рода инновации были не очень в духе действующей монархии, и недипломатичная критика министра дипломатии была расценена как провокация. Короче, министра быстренько уволили, но его выражение «laissez-faire» - с тех пор стало термином, означающим свободную торговлю и невмешательство государства в экономику.
Однако на заре 21го века, когда свободный рынок стал нормой, laissez-faire дало сбой. Оказалось, что в условиях нынешнего кризиса цивилизованность - недостаточный аргумент для свободы. Американское правительство взялось управлять банками, независимость монетарной политики давно уже неактуальна, а тот, кто казался самым либеральным французским президентом за всю Пятую республику теперь говорит, что с laissez-faire покончено. Оправданный шаг, конечно: тут такое происходит, что не до свободы рынков.
И вот что инетересно. Кризис - это, фактически, испытание на прочность системы, в правильности которой мало кто сомневался. А выяснилось, что в этих условиях свободные принципы - неэффективны! Помните, как после террактов мы стали считать нормальным, что тебя раздевают при каждом прохождении границы, что по улице ходят автоматчики в бронежилетах. А в время войны в Ираке США ввели цензуру на военные репортажи. И где она, свобода?
Получается, по сути, что при каждом выходе из равновесия структура «западных ценностей», основанная на демократии, не работает. Свободная пресса, свободные рынки, свобода передвижения, права человека - отходят на второй план. Чтобы выжить, система (боже, ну и слово) предпочитает режим централизованного авторитарного управления. Чем вам не тоталитаризм?
Так что же, неужели мы можем позволять себе свободу, только когда все идет путем?
Неужели свобода - это люкс?