И Туманян, и Таманян - крепкие, со стержнем, люди. Крепче гвоздей.
Туманян происходит из рода Мамиконянов, верховных главнокомандующих армянской армией. В Средние века армянской армией руководил "спарапет", и титул этот был наследственным. Так получилось, что он был пожалован роду Мамиконянов, и переходил в их роду от отца к старшему сыну. Сами же Мамиконяны происходили от одного из двух братьев-китайцев, которые участвовали в заговоре против китайского императора и были вынуждены бежать в Персию. Персидский царь решил отношения с Китаем не обострять и выслал братьев с их семьями в Армению, ко двору армянского царя Трдата Второго (правил с 217 по 252 года). От младшего брата пошла ветвь Орбелянов (перебравшись в Грузию, они изменили свою фамилию на Орбели, братья Орбели - их далекие потомки), а Мамиконяны остались в Армении и стали спарапетами, верховными главнокомандующими армянсого войска.
Предки Туманяна являлись потомками Мамиконянов (оттого, при внимательном рассмотрении, можно заметить у Туманяна монголоидные черты лица).
Но такая древняя родословная - ничто, по сравнению с тем титулом, который был пожалован Туманяну самим армянским народом. Дело было так: Туманян знал от своих сыновей (четыре сына его принимали участие в Первой мировой бойне), какова ситуация с армянскими беженцами после 1915 года, как их усыновляют различные миссии и вывозят за границу, как дети умирают от голода и болезней на окраинах дорог. Поэтому поэт принял участие в организации помощи беженцам. В Эчмиадзине, духовном центре Армении с 301 г., поэт увидел здания, которые пустовали и в которых можно было разместить голодающих и беспризорных малышей. Однако переговоры с католикосом (патриархом Армянской Апостольской церкви) ничего не дали - иерархи поплакались, что сами последний без соли доедают, "денех нетуть". Одним словом, царили "всепропальщицкие" настроения. Туманян понимал, что его обманывают. Поэтому допустил в своих словах резкие эмоциональные всплески.
- Как ты смеешь так говорить, - упрекнул его один архиепископ, - ведь перед тобой - католикос всея армян (официальный титул армянского католикоса).
- А как вы смеете говорить таким тоном с поэтом всея армян? - мгновенно парировал один из тех, кто прибыл в Первопрестольный Эчмиадзин на переговоры вместе с Туманяном.
Пришлось иерархам горделивый пыл поумерить.
До сих пор Туманяна величают "поэтом всея армян", и большинство не ведает, как появилось это выражение...
Туманян обладал даром предчувствия: два раза предчувствовал смерть. Отца и близкого друга, Газароса Агаяна, автора бессмертной армянской сказки "Анаит" (убедительная просьба: не смотрите одноименный мультфильм, а прочтите добротное советское издание этой сказки, в оформлении которой использованы мотивы армянских миниатюр). Причем, не просто предчувствовал: видел в деталях, как отец, священник, внезапно упал в поле, а Агаян, во время прогулки, внезапно упал на тротуар. Замечу, что сообщение о смерти отца пришло не сразу, но описание детально совпало со словами Туманяна.
Понять Таманяна вообще невозможно. Блестящий архитектор, проекты которого получали призы и медали на европейских конкурсах, "расстался с ... гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой родины", по выражению Тютчева. Напомню, что строительство тогда в Ереване велось с использованием ослов и верблюдов. Досыта никто не наедался. Страна была полна беженцами из Западной Армении. Поменялась власть. У самого Таманяна умерла дочка - на фоне недоедания свирепствовали болезни.
Но весь т.н. "Малый центр" Еревана - генплан Александра Таманяна. Естественно, не он один развивал Ереван, рядом с ним была плеяда талантливых архитекторов и инженеров. И они тоже терпели лишения, у них тоже умирали родственники.
Разумеется, развитие истории не удержать, но насколько были одержимы своим профессионализмом, патриотизмом и идеями эти люди...... Удивительно. Задаешься вопросом, глядя на современников и читая о современниках Туманяна и Таманяна - а стоили ли их и наши современники таких жертв?
Благодарю. Знания мои скудны. На самом деле, то, что я пересказал здесь - информация, которую я знал с детства. Сейчас в интернете - куда больше подробностей и о Туманяне, и о Таманяне. А есть вещи, о которых писать даже не стоит, и мы знаем о них из изустных рассказов родственников, знакомых или частной переписки, показанной под большим секретом в архиве или во время приятельских посиделок.
Вы правы - памятник Ованнесу Туманяну находится вблизи от памятника Таманяну, но, полагаю, по прямой - меньше 400 метров. Это, все же, полкилометра почти, 400 метров. Памятники Туманяну и Спендиарову находятся перед Национальным академическим театром оперы и балета имени Александра Спендиаряна. А находятся они там по той причине, что открытие упомянутого театра оперы и балета было ознаменовано постановкой оперы Спендиарова "Алмаст", на основе поэмы Туманяна "Взятие крепости Тмук". Поэма пользуется огромной популярностью среди армян - независимо от социального статуса и пр. Стали "народными" строки (перевожу дословно) "Что победит героя в жизни, если не будет женщины и вина?", "Проходят любовь и радость, красота, сокровища и трон, смерть - наша, мы принадлежим смерти, но только дела человеческие всегда бессмертны", "Знайте хорошо, что дело - бессмертно, оно - на века, блажен тот, чье дело будет жить вечно" и т.д. По большому счету, в мировом масштабе Туманян ничего не нового в литературе не сказал - до него все сказано Екклесиастом, Хайямом, Шекспиром, Корнелем, Гете и Пушкиным. То же самое писал и его современник - казах Абай Кунанбаев. И если есть армяне, которые этого не понимают, то либо в них говорит уязвленная гордость, либо - интеллектуальная ограниченность. Но в армянской реальности, после средневековых проповедников и баснописцев, первым стал говорить с собственным народом просто и ясно именно Туманян - причем не только прозой. Во всяком случае, лучше других своих современников.
Любопытно, что либретто "Алмаст" дорабатывала ... Софья Парнок, которая, как известно, с Марией Цветаевой, под лаской плюшевого пледа...
И Туманян, и Таманян - крепкие, со стержнем, люди. Крепче гвоздей.
Туманян происходит из рода Мамиконянов, верховных главнокомандующих армянской армией. В Средние века армянской армией руководил "спарапет", и титул этот был наследственным. Так получилось, что он был пожалован роду Мамиконянов, и переходил в их роду от отца к старшему сыну. Сами же Мамиконяны происходили от одного из двух братьев-китайцев, которые участвовали в заговоре против китайского императора и были вынуждены бежать в Персию. Персидский царь решил отношения с Китаем не обострять и выслал братьев с их семьями в Армению, ко двору армянского царя Трдата Второго (правил с 217 по 252 года). От младшего брата пошла ветвь Орбелянов (перебравшись в Грузию, они изменили свою фамилию на Орбели, братья Орбели - их далекие потомки), а Мамиконяны остались в Армении и стали спарапетами, верховными главнокомандующими армянсого войска.
Предки Туманяна являлись потомками Мамиконянов (оттого, при внимательном рассмотрении, можно заметить у Туманяна монголоидные черты лица).
Но такая древняя родословная - ничто, по сравнению с тем титулом, который был пожалован Туманяну самим армянским народом. Дело было так: Туманян знал от своих сыновей (четыре сына его принимали участие в Первой мировой бойне), какова ситуация с армянскими беженцами после 1915 года, как их усыновляют различные миссии и вывозят за границу, как дети умирают от голода и болезней на окраинах дорог. Поэтому поэт принял участие в организации помощи беженцам. В Эчмиадзине, духовном центре Армении с 301 г., поэт увидел здания, которые пустовали и в которых можно было разместить голодающих и беспризорных малышей. Однако переговоры с католикосом (патриархом Армянской Апостольской церкви) ничего не дали - иерархи поплакались, что сами последний без соли доедают, "денех нетуть". Одним словом, царили "всепропальщицкие" настроения. Туманян понимал, что его обманывают. Поэтому допустил в своих словах резкие эмоциональные всплески.
- Как ты смеешь так говорить, - упрекнул его один архиепископ, - ведь перед тобой - католикос всея армян (официальный титул армянского католикоса).
- А как вы смеете говорить таким тоном с поэтом всея армян? - мгновенно парировал один из тех, кто прибыл в Первопрестольный Эчмиадзин на переговоры вместе с Туманяном.
Пришлось иерархам горделивый пыл поумерить.
До сих пор Туманяна величают "поэтом всея армян", и большинство не ведает, как появилось это выражение...
Туманян обладал даром предчувствия: два раза предчувствовал смерть. Отца и близкого друга, Газароса Агаяна, автора бессмертной армянской сказки "Анаит" (убедительная просьба: не смотрите одноименный мультфильм, а прочтите добротное советское издание этой сказки, в оформлении которой использованы мотивы армянских миниатюр). Причем, не просто предчувствовал: видел в деталях, как отец, священник, внезапно упал в поле, а Агаян, во время прогулки, внезапно упал на тротуар. Замечу, что сообщение о смерти отца пришло не сразу, но описание детально совпало со словами Туманяна.
Понять Таманяна вообще невозможно. Блестящий архитектор, проекты которого получали призы и медали на европейских конкурсах, "расстался с ... гнилым Западом, таким чистым и полным удобств, чтобы вернуться в эту многообещающую в будущем грязь милой родины", по выражению Тютчева. Напомню, что строительство тогда в Ереване велось с использованием ослов и верблюдов. Досыта никто не наедался. Страна была полна беженцами из Западной Армении. Поменялась власть. У самого Таманяна умерла дочка - на фоне недоедания свирепствовали болезни.
Но весь т.н. "Малый центр" Еревана - генплан Александра Таманяна. Естественно, не он один развивал Ереван, рядом с ним была плеяда талантливых архитекторов и инженеров. И они тоже терпели лишения, у них тоже умирали родственники.
Разумеется, развитие истории не удержать, но насколько были одержимы своим профессионализмом, патриотизмом и идеями эти люди...... Удивительно. Задаешься вопросом, глядя на современников и читая о современниках Туманяна и Таманяна - а стоили ли их и наши современники таких жертв?
Reply
Теперь 99% того, что я знаю о них - от Вас.
Посмотрел еще раз на карту. Памятник Ованесу из Мамиконянов всего в 400 метрах от архитектора.
Reply
Благодарю. Знания мои скудны. На самом деле, то, что я пересказал здесь - информация, которую я знал с детства. Сейчас в интернете - куда больше подробностей и о Туманяне, и о Таманяне. А есть вещи, о которых писать даже не стоит, и мы знаем о них из изустных рассказов родственников, знакомых или частной переписки, показанной под большим секретом в архиве или во время приятельских посиделок.
Вы правы - памятник Ованнесу Туманяну находится вблизи от памятника Таманяну, но, полагаю, по прямой - меньше 400 метров. Это, все же, полкилометра почти, 400 метров. Памятники Туманяну и Спендиарову находятся перед Национальным академическим театром оперы и балета имени Александра Спендиаряна. А находятся они там по той причине, что открытие упомянутого театра оперы и балета было ознаменовано постановкой оперы Спендиарова "Алмаст", на основе поэмы Туманяна "Взятие крепости Тмук". Поэма пользуется огромной популярностью среди армян - независимо от социального статуса и пр. Стали "народными" строки (перевожу дословно) "Что победит героя в жизни, если не будет женщины и вина?", "Проходят любовь и радость, красота, сокровища и трон, смерть - наша, мы принадлежим смерти, но только дела человеческие всегда бессмертны", "Знайте хорошо, что дело - бессмертно, оно - на века, блажен тот, чье дело будет жить вечно" и т.д. По большому счету, в мировом масштабе Туманян ничего не нового в литературе не сказал - до него все сказано Екклесиастом, Хайямом, Шекспиром, Корнелем, Гете и Пушкиным. То же самое писал и его современник - казах Абай Кунанбаев. И если есть армяне, которые этого не понимают, то либо в них говорит уязвленная гордость, либо - интеллектуальная ограниченность. Но в армянской реальности, после средневековых проповедников и баснописцев, первым стал говорить с собственным народом просто и ясно именно Туманян - причем не только прозой. Во всяком случае, лучше других своих современников.
Любопытно, что либретто "Алмаст" дорабатывала ... Софья Парнок, которая, как известно, с Марией Цветаевой, под лаской плюшевого пледа...
Reply
Leave a comment