Рим. Площадь Святого Петра.
Туристические будни Рима - огромная очередь в Собор Святого Петра. Конечно, хочется попасть и в собор, и в музеи Ватикана, но как жаль времени и сил - в такой очереди запросто можно отстоять часа два. Между тем в Риме достаточное количество уединенных мест, где можно проникнуться атмосферой вечного города и увидеть работы великих мастеров. Про некоторые из них написала в этом посте.
В свое время мне повезло попасть в Собор Святого Петра и в музеи Ватикана без очереди с организованной группой. Все равно ходили толпой через толпу, впечатление осталось какое-то смазанное.
Рим. Площадь Святого Петра.
В Соборе Святого Петра это выглядело так. Знающие люди советуют приезжать в Рим в январе-феврале, чтобы более-менее комфортно походить по владениям Папы Римского.
Рим. Собор Святого Петра.
С некоторым сожалением, но все же мы уходим с площади Святого Петра - купол главного римского собора на заднем плане. На переднем плане мост Виктора Эммануила II.
Рим. Мост Виктора Эммануила II.
В 15 минутах ходьбы от площади Святого Петра в районе Трастевере находится вилла Фарнезина. Она была построена в 1512 году архитектором Перуцци для банкира Киджи. В 1577 году ее приобрел кардинал Фарнезе, отсюда ее сегодняшнее название. В декоративном оформлении виллы принимал участие Рафаэль и другие знаменитые мастера эпохи Возрождения.
Рим. Вилла Фарнезина.
Большие окна нижнего этажа - лоджия Амура и Психеи. Изначально она была открытой и связывала виллу с садом. Это видно по балюстраде в нижней части окон. Со временем лоджию застеклили, чтобы сохранить бесценные фрески.
Рим. Вилла Фарнезина.
Лоджия Амура и Психеи целиком посвящена мифическому сюжету о любви бога и земной женщины. На плафоне размещены две большие фрески работы Рафаэля. Остальные росписи выполнены его учениками по эскизам мастера. Обзорной фотографии не нашлось, пришлось ради наглядности взять из интернета.
Рим. Вилла Фарнезина.
На фото фреска «Свадебный пир Амура и Психеи».
Рим. Вилла Фарнезина.
Идеальные условия для осмотра фресок Рафаэля - единичные туристы, играет классическая музыка, огромные окна дают хорошее освещение, есть удобные стулья для обзора потолочных росписей. Восемь лет прошло, а впечатление осталось.
Рим. Вилла Фарнезина.
К лоджии Амура и Психеи примыкает лоджия «Триумф Галатеи», в которой находится еще одна знаменитая работа Рафаэля - фреска «Похищение Галатеи».
Рим. Вилла Фарнезина.
На втором этаже располагается «Зал перспективы», расписанный архитектором Перуцци. Кессонный потолок, широкий фриз на мифологические сюжеты, росписи под мрамор. Обзорное фото снова пришлось брать из интернета.
Рим. Вилла Фарнезина.
За нарисованными колоннами просматриваются виды Рима. Выглядит очень реалистично, недаром выставлено ограждение, чтобы пресечь попытки «выйти на балкон».
Рим. Вилла Фарнезина.
Изначально вилла с садом располагалась прямо на берегу Тибра. Сад существенно урезали, но пройтись по оставшейся части все равно интересно. В основном он засажен цитрусовыми деревьями, сохранились мраморные фонтаны.
Рим. Вилла Фарнезина.
Встречаются и вот такие «пальмы». Слева видна стена Палаццо Корсини с галереей живописи.
Рим. Вилла Фарнезина.
С виллы Фарнезина выходим в колоритный римский район Трастевере.
Рим. Район Трастевере.
На обед мы зашли в первое попавшееся кафе. Категорически рекомендую, называется просто - «Остерия № 6».
Рим. Остерия № 6.
Это был мой лучший обед в Риме, и даже некоторое гастрономическое приключение - первый раз в жизни попробовала свежевыловленного тунца.
Рим. Остерия № 6.
Поднимаемся на самый высокий римский холм - Яникул или Джаниколо. Его высота 82 метра над уровнем Тибра. Как мы туда забрались после такого обеда, ума не приложу.
Рим. Район Трастевере.
Выходим к Фонтану дель Аква Паоло. По моим ощущениям это очень римское место, недаром первые кадры фильма Паоло Соррентино «Великая красота» сняты именно здесь. Фонтан построен в начале 17 века в стиле барокко, его фасад напоминает церковь.
Рим. Фонтан Аква Паола.
В начале 17 века по инициативе Папы Павла V вдоль античного акведука Траяна начали строить новый водозабор из вулканического озера Браччано в 32 километрах от Рима. Постройка фонтана приурочена к окончанию строительства. Насколько я поняла, система водоотведения для районов Ватикан и Трастевере с тех пор не изменилась, и в фонтане Паоло изливаются мощные потоки воды из озера Браччано.
Рим. Фонтан Аква Паола.
Считается, что фонтан Аква Паоло стал прототипом при постройке фонтана Треви (1732-1762 гг). Фонтан Треви, конечно, впечатляет, но он всегда окружен плотным кольцом туристов, сюда заводят организованные группы. Его даже сфотографировать толком не получается. Это очень портит впечатление, гений места куда-то ускользает.
Рим. Фонтан Треви.
А мы возвращаемся на безлюдный холм Джаниколо и поднимаемся по виа Пасседжата наверх. Вдоль дороги можно рассмотреть аллею бюстов известных деятелей 19 века.
Рим. Холм Яникул.
На вершине холма конный памятник Гарибальди со сценами выигранных сражений.
Рим. Холм Яникул.
Здесь же устроена обзорная площадка с видами на центр Рима. На переднем плане Палаццо Корсини, прямо за ним находится вилла Фарнезина. Интересный факт - после покупки виллы кардинал Фарнезе хотел соединить ее мостом со своим дворцом за Тибром (Палаццо Фарнезе, на фото здание с тремя арками). С той стороны реки даже сохранилось что-то вроде пролета этого моста.
Рим. Холм Яникул.
Над городом возвышается беломраморный мемориал Витториано на Капитолийском холме. Посещение его обзорной площадки вполне вписывается в концепцию «Рим без туристов», их там действительно немного.
Рим. Холм Яникул.
Витториано или Алтарь Отечества (Altare della Patria) - мемориал, посвященный первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II. Строительство продолжалось с 1885 по 1935 год. В здании с колоннадой расположен музей Риссорджименто.
Рим. Мемориал Витториано.
На крыше этого грандиозного сооружения организована обзорная площадка. На фото ниже виден лифт.
Рим. Мемориал Витториано.
Наверху достаточно места, чтобы комфортно походить и поснимать.
Рим. Обзорная площадка Витториано.
Прямо по курсу - виа Корсо. На заднем плане справа зеленеет холм Пинчо, в глубине парка находится вилла Боргезе с бесценными работами Бернини, Рафаэля, Тициана, Веронезе и других мастеров Возрождения. Мы туда не попали, в галерее ограничивают количество посетителей, билеты нужно покупать online сильно заранее. В следующий раз обязательно.
Рим. Обзорная площадка Витториано.
Зато в галерею Дориа-Панфили можно зайти в любое время, что мы и сделали. На фото выше второе здание слева по виа Корсо. На фото ниже внутренний дворик дворца. Такие дворики - патио - устроены во многих римских домах, такой был даже в нашей гостинице.
Рим. Галерея Дориа-Панфили.
Открытая терраса на крыше - еще один способ скрыться от городской суеты.
Рим. Обзорная площадка Витториано.
Многие достопримечательности хорошо рассмотреть можно только с высоты. На фото ниже рынок Траяна.
Рим. Обзорная площадка Витториано.
Античный театр Марцелла, слева римская синагога. На переднем плане крыша церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Здесь совершенно свободно можно посмотреть фрески работы Пинтуриккьо из цикла "Житие святого Бернардина Сиенского" (15 век).
Рим. Обзорная площадка Витториано.
На фото ниже по центру соборная церковь ордена иезуитов Иль-Джезу (1584г). Построена к 1584 году в стиле барокко. Здесь же похоронен основатель ордена Игнатий де Лойола.
Интересно, что церковь Иль-Джезу была принята за канон при постройке иезуитских храмов по всей Европе, в том числе в Речи Посполитой. Писала про иезуитские костелы в
Минске и в
Гродно. Алтарная часть, действительно, похожа. Широкая география была у иезуитского ордена.
Рим. Обзорная площадка Витториано.
Форумы и Колизей (на фото слева) оказались против солнца. В районе за Колизеем туристов еще меньше, а интересных мест достаточно. О некоторых из них напишу в отдельном посте.
Рим. Обзорная площадка Витториано.
Самое интересное в блоге
здесь.