Анна, мне очень приятно, что удалось вас порадовать.))
Пересматривала фотографии к посту и решила выложить пару крупных планов.
Все-таки это больше похоже на то, что она не стоит, а скорее парит над камнем, поэтому я решила, что это может быть не девочка, а душа девочки, которую сопровождает сова (отсюда все эти трагические ассоциации).
Обратите внимание, это не цветущий папоротник, а ветка папоротника и три сорванных цветка.
Я совсем забыла - у нее под левой ногой что-то странное, я не смогла это опознать.
Если у вас появится какие-нибудь идеи относительно "девочки с совой", буду рада, если поделитесь.))
С появлением новых подробностей и крупных планов появились новые мысли. Теперь я более склоняюсь к, озвученной Вами идее, об узниках Гетто. К символам, которые уже назывались, теперь надо переосмыслить три сорванных цветка, которые, скорее всего означают отнятые до срока жизни, а, возможно, говорят о бренности земного. На земле нет ничего вечного, зато вечна душа. Лягушка, как и ящерица, символизирует воскресение. Но зачем два похожих символа в одном сюжете? Ящерица находится поверх папоротника, и, может символизировать надежду на вечную жизнь, в то время, как лягушка находится под папоротником, или во всяком случае скрыта, как скрыты тайные знания, к которым надо стремиться, чтобы получить вечную жизнь для души. А чтобы душа не заблудилась во мраке, проводником ей служит сова. Возможно, я совсем все запутала или мои рассуждения слишком наивны, но всё-таки решила поделиться ими.
Кстати, лягушка может символизировать неупокоенную душу. Такое случается, когда жизнь отнимают до срока, и душа не была готова к переходу в мир иной. Тогда это знак живым, помолиться о душах погибших людей, чтобы они, наконец, нашли пристанище.
А я сомневалась лягушка-не лягушка, что-то еще под лягушкой там есть. Эта скрытая лягушка наверное и есть ключик к разгадке. Все-таки первое впечатление самое верное, сразу подумала о ранней и трагической гибели. Кстати сказать, Максим Богданович умер в 25 лет от туберкулеза. Возможно эта скульптура посвящена не только погибшим узникам минского гетто, но и рано ушедшему поэту и его ненаписанным стихам (образ такой поэтический с множеством зашифрованных символов).
Я не знала такого поэта раньше, но когда нашла это имя Максим Богданович в Вашей записи, в первую очередь стала искать его стихи, надеясь найти ответ на скульптуру-загадку. Мне тяжеловато читать на белорусском, но есть стихи в переводе... И всё-таки оригинал звучит красивее. Одно стихотворение мне особенно понравилось: Цёплы вечар, ціхі вецер, свежы стог, Улажылі спаць мяне вы на зямлі. Не курыцца светлы пыл усцяж дарог, Ў небе месяца праглянуў бледны рог, Ў небе ціха зоркі расцвілі. Знічка коціцца агністаю слязой, Прашумела мякка скрыдламі сава; Бачу я, з прыродай зліўшыся душой, Як дрыжаць ад ветру зоркі нада мной, Чую ў цішы, як расце трава. Но было бы странно с моей стороны искать ответ в одном каком-то стихотворении. Прочитала небольшой сборничек в интернете, прониклась поэзией Богдановича, его лирикой, и поняла, что ответы надо было искать не в словах, а в душевных терзаниях, которые породили слова и поэтические строки. Думаю, Вы правы, скорее всего скульптура посвящена всем душам, до времени покинувшим эту землю. Эти люди многое не успели и всё-таки оставили свой след, или с ними связано что-то такое, что позволяет помнить этих ушедших до времени людей. Что мне понравилось в Вашем последнем комментарии, вы озвучили общее впечатление от скульптуры, тогда как я пыталась разложить сюжет на символические смыслы. А она (скульптура) по образу, действительно, очень поэтичная. И мне кажется, скульптор вложил в образ много светлого. Он сумел не просто защитить но и вынести за пределы трагизма нетленную душу.
Эх, была у меня идея перечитать стихи Максима Богдановича, со школы я ничего, кроме "зорки Венеры", не помню. Но я поленилась, и мне даже немного стыдно.)) С другой стороны я очень рада, что вы заинтересовались творчеством нашего белорусского поэта.
Согласна с вами, не смотря на то, что скульптура посвящена безвременно ушедшим, в ней нет явного трагизма. Вы писали, что девочка как будто идет на свет, а сова (символ смерти) остается в тени. Может быть в этом есть что-то связанное с верой - со смертью ничего не заканчивается.
Еще меня сильно поразило, насколько этот лирический образ, созданный Леонидом Зильбером, оказался универсальным что ли. С этой скульптурой каким-то невероятным образом перекликаются окрестные мемориалы - ангел, оплакивающий погибших солдат, и цветы на ступенях в память о погибших в переходе метро в 1999 году. Ведь эти события случились много позже того, как в Троицком предместье появилась "девочка с совой".
Жаль, что нет никаких комментариев от самого автора скульптуры. В начале восьмидесятых он, конечно, не мог озвучивать ничего подобного. Когда гуляла по Троицкому, подслушивала, что говорят экскурсоводы туристам. "А вот тут у нас камень желаний, если хотите счастья, то прикоснитесь к папоротнику, ящерица - удача, сова - разумеется мудрость, а девочка - творчество, в том смысле, что она муза, только денег не просите." Досадно все это слушать.
Удивительно, как можно всю жизнь ходить мимо Троицкого предместья, и не знать его главного секрета. Если бы не ваша просьба написать про "девочку с совой", так и бы и оставалась в неведении.))
Анна, мне очень приятно, что удалось вас порадовать.))
Пересматривала фотографии к посту и решила выложить пару крупных планов.
Все-таки это больше похоже на то, что она не стоит, а скорее парит над камнем, поэтому я решила, что это может быть не девочка, а душа девочки, которую сопровождает сова (отсюда все эти трагические ассоциации).
Обратите внимание, это не цветущий папоротник, а ветка папоротника и три сорванных цветка.
Я совсем забыла - у нее под левой ногой что-то странное, я не смогла это опознать.
Если у вас появится какие-нибудь идеи относительно "девочки с совой", буду рада, если поделитесь.))
Reply
С появлением новых подробностей и крупных планов появились новые мысли. Теперь я более склоняюсь к, озвученной Вами идее, об узниках Гетто. К символам, которые уже назывались, теперь надо переосмыслить три сорванных цветка, которые, скорее всего означают отнятые до срока жизни, а, возможно, говорят о бренности земного. На земле нет ничего вечного, зато вечна душа. Лягушка, как и ящерица, символизирует воскресение. Но зачем два похожих символа в одном сюжете? Ящерица находится поверх папоротника, и, может символизировать надежду на вечную жизнь, в то время, как лягушка находится под папоротником, или во всяком случае скрыта, как скрыты тайные знания, к которым надо стремиться, чтобы получить вечную жизнь для души. А чтобы душа не заблудилась во мраке, проводником ей служит сова.
Возможно, я совсем все запутала или мои рассуждения слишком наивны, но всё-таки решила поделиться ими.
Reply
Кстати, лягушка может символизировать неупокоенную душу. Такое случается, когда жизнь отнимают до срока, и душа не была готова к переходу в мир иной. Тогда это знак живым, помолиться о душах погибших людей, чтобы они, наконец, нашли пристанище.
Reply
Спасибо, интересные мысли.
А я сомневалась лягушка-не лягушка, что-то еще под лягушкой там есть. Эта скрытая лягушка наверное и есть ключик к разгадке. Все-таки первое впечатление самое верное, сразу подумала о ранней и трагической гибели. Кстати сказать, Максим Богданович умер в 25 лет от туберкулеза. Возможно эта скульптура посвящена не только погибшим узникам минского гетто, но и рано ушедшему поэту и его ненаписанным стихам (образ такой поэтический с множеством зашифрованных символов).
Reply
Я не знала такого поэта раньше, но когда нашла это имя Максим Богданович в Вашей записи, в первую очередь стала искать его стихи, надеясь найти ответ на скульптуру-загадку. Мне тяжеловато читать на белорусском, но есть стихи в переводе... И всё-таки оригинал звучит красивее. Одно стихотворение мне особенно понравилось:
Цёплы вечар, ціхі вецер, свежы стог,
Улажылі спаць мяне вы на зямлі.
Не курыцца светлы пыл усцяж дарог,
Ў небе месяца праглянуў бледны рог,
Ў небе ціха зоркі расцвілі.
Знічка коціцца агністаю слязой,
Прашумела мякка скрыдламі сава;
Бачу я, з прыродай зліўшыся душой,
Як дрыжаць ад ветру зоркі нада мной,
Чую ў цішы, як расце трава.
Но было бы странно с моей стороны искать ответ в одном каком-то стихотворении. Прочитала небольшой сборничек в интернете, прониклась поэзией Богдановича, его лирикой, и поняла, что ответы надо было искать не в словах, а в душевных терзаниях, которые породили слова и поэтические строки. Думаю, Вы правы, скорее всего скульптура посвящена всем душам, до времени покинувшим эту землю. Эти люди многое не успели и всё-таки оставили свой след, или с ними связано что-то такое, что позволяет помнить этих ушедших до времени людей.
Что мне понравилось в Вашем последнем комментарии, вы озвучили общее впечатление от скульптуры, тогда как я пыталась разложить сюжет на символические смыслы. А она (скульптура) по образу, действительно, очень поэтичная. И мне кажется, скульптор вложил в образ много светлого. Он сумел не просто защитить но и вынести за пределы трагизма нетленную душу.
Reply
Эх, была у меня идея перечитать стихи Максима Богдановича, со школы я ничего, кроме "зорки Венеры", не помню. Но я поленилась, и мне даже немного стыдно.)) С другой стороны я очень рада, что вы заинтересовались творчеством нашего белорусского поэта.
Согласна с вами, не смотря на то, что скульптура посвящена безвременно ушедшим, в ней нет явного трагизма. Вы писали, что девочка как будто идет на свет, а сова (символ смерти) остается в тени. Может быть в этом есть что-то связанное с верой - со смертью ничего не заканчивается.
Еще меня сильно поразило, насколько этот лирический образ, созданный Леонидом Зильбером, оказался универсальным что ли. С этой скульптурой каким-то невероятным образом перекликаются окрестные мемориалы - ангел, оплакивающий погибших солдат, и цветы на ступенях в память о погибших в переходе метро в 1999 году. Ведь эти события случились много позже того, как в Троицком предместье появилась "девочка с совой".
Жаль, что нет никаких комментариев от самого автора скульптуры. В начале восьмидесятых он, конечно, не мог озвучивать ничего подобного. Когда гуляла по Троицкому, подслушивала, что говорят экскурсоводы туристам. "А вот тут у нас камень желаний, если хотите счастья, то прикоснитесь к папоротнику, ящерица - удача, сова - разумеется мудрость, а девочка - творчество, в том смысле, что она муза, только денег не просите." Досадно все это слушать.
Удивительно, как можно всю жизнь ходить мимо Троицкого предместья, и не знать его главного секрета. Если бы не ваша просьба написать про "девочку с совой", так и бы и оставалась в неведении.))
Reply
Leave a comment