Jan 06, 2013 19:28
У меня нет такого ощущения, что страна наша «идет в разнос» или же пребывает в глубоком кризисе. От предновогодних и от новогодних дней не осталось впечатления «пира во время чумы». И пира особого не было, включая президентское поздравление и скромное количество конфетти, высыпанного на телеэкранах, и никаких природных и политических катаклизмов, слава Богу, не случилось. Даже ночная пальба китайским порохом была скромнее и не такая многоночная. По своей части отмечу две вещи: одна позитивная, другая - тревожная. Накануне Нового года страну и ее народ символически сплотила (на сей раз не спорт и не жизненная драма) телепередача «Голос России». Особенно ее финальные раунды, когда двух голосистых «кавказских» парней выбили четыре удивительные молодые, красивые и очень талантливые певицы, две из которых родом из Татарстана, а третья - армянка из Краснодара. И хотя я уверен, что Казань и Краснодар были счастливы от финального состава, но для всей страны было интересно и важно другое - чей голос и какая песня станут первыми. В ходе конкурса исполнение татаркой Эльмирой Калимуллиной русской народной песни было бесподобным, а выбор Дины Гариповой и многих других в пользу западной, преимущественно джазовой, музыки потверждает мой давний вывод о наличии в национальной российской культуре трех взаимно обогащающих потоков: партикулярного этнического, общероссийского и глобальной масскультуры. Этот феномен культурной сложности касается не только художественной (высокой) культуры, но многих других сторон жизни современной российской нации (пища, одежда, язык, обычаи и верования, ценностные установки и даже некоторые правовые нормы). Эта признанная сложность и уважение различий и составляют основу и условие солидарного и единого российского народа.
Те, кто этого не понимают и хотят заставить людей вести себя одинаково, говорить на одном языке и молиться одному Богу, совсем не понимают Россию и суть эффективного управления сложными обществами. Своей установкой, что «центр должен цивилизовать этническую периферию, иначе периферия варваризирует центр» (изречение одного из нынешних вице-премьеров Правительства РФ), они ставят страну на грань риска внутренних гражданских коллизий и провоцируют среди граждан отторжение «центра». Из этой установки и поверхностных оценок конкретных ситуаций (баранов во дворах и русских парней на бульварах режут, не там танцуют и стреляют, много рожают и плохо говорят и т.п.) появляются нереализуемые проекты особо охраняемых «местных образов жизни» и переделки под эти «образы» поведения других граждан из числа сравнительно недавних жителей тех или иных мест. Проблема стыковки укладов и тревожной реакции старожильческого населения на приезжих действительно всегда существовала, но только решалась она по-разному: кровавыми чистками-разборками или уживчивостью и взаимодействием. Я помню, как в 1960-е гг. москвичей раздражала «лимита» - провинциальные жители, получавшие прописку в Москве вместе с малоквалифицированной работой. Москва пережила это время без политбаталий и насилия. Плохо то, что потомки этой «лимиты» и даже более поздние переселенцы в первопрестольную начинают теперь сочинять «кодексы поведения» для «инокультурных» и «нецивилизованных» россиян. Не для иммигрантов, а именно для россиян! Откуда взялись эти полоумные маргиналы, претендующие на защиту русских под черными знаменами, - это вопрос особый, но вот почему они получают благословение от высшей власти - это вопрос касается меня лично. Ибо, зачем нужно было этой же власти весной 2012 г. создавать Совет по межнациональным отношениям и включать туда именно для совета специалистов, в том числе ученых-академиков, если безответственные импровизации продолжают править бал в этой сфере нашей общественной жизни?
Вот такие впечатления… А может быть это напрасные страхи из блогосферы? Тогда негатив забираю назад.