Об Айвазовском

Aug 10, 2011 21:17



Russian only!

Подавляющее большинство из нас хоть раз бывало в Крыму. Кто-то просто загорал и купался. Про кого-то можно было бы привести в пример пушкинские строки: «а он, мятежный, ищет бури». Особые эстеты дегустировали инкермановские, коктебельские и массандровские вина в надежде найти в них истину.

Ну а мне в один прекрасный день пришло в голову посмотреть на работы известнейшего мариниста Ивана Айвазовского. Заодно было интересно сравнить впечатления от просмотра фотографий и просмотра живописных полотен.

Критиковать Айвазовского, наверное, мне пока рановато. Но, тем не менее, я с удовольствием остановлюсь на ряде моментов, которые меня удивили во время экскурсии по галерее.



Часть 1. Рассуждения о курортниках и экскурсоводах

Если вам в первую очередь интересны картины, смело переходите ко второй части :)

Нет ничего более приятного для простого туриста-курортника, чем ехать в поезде из средней полосы России к морю. Двое суток ожидания в раскаленном от жары поезде (хотя, слава богу, сегодня все чаще и чаще встречаются вагоны, оснащенные кондиционером), и вот из открытого окна виден главный приз поездки - море! Оно на расстоянии вытянутой руки - ведь во многих курортных городах железнодорожные пути проходят вдоль морского побережья - словно дразнит приезжающего курортника шумом волн, ароматом вареных раков, криками «горячая кукуруза» и пробками из-под пивных бутылок. Именно так встречает вас и Феодосия - от берега до вокзала всего 30 метров, и по прибытии вас уже начинает «обрабатывать» местный турагент с мегафоном в руках:





А буквально в нескольких метрах от этого курортного чуда сидит сам старик адмирал Айвазовский и приторговывает чьими-то шаржами:



Кстати, если вы будете ехать в Феодосию на машине с навигатором, рекомендую ехать именно к железнодорожному вокзалу, а не к галерее. Так, когда мы подъехали по навигатору к «точке назначения», я пошел на разведку к шикарному зданию. «Вот же ж как любят феодосийцы своего художника», - подумалось мне. Через несколько секунд я понял, что феодосийцы (впрочем, как и другие добропорядочные граждане) в первую очередь любят поесть, поскольку на здании галереи висела табличка «столовая», а из раскрытых окон доносился стук ложек и вилок. Сидевшая в тенечке под навесом добрая самаритянка на вопрос о галерее сочувственно заметила, что «ни на грош этим навигаторам доверия нет», из чего я сделал вывод, что я тут явно не первый со своим вопросом.

Но вернемся к прославленному маринисту. В первую нашу поездку к нему домой (а галерея располагается у него дома) оказалось, что галерея по вторникам закрыта! Удивленные таким положением дел, мы воздали должное феодосийской кухне (см. выше), поле чего отбыли восвояси. Во второй раз нам повезло больше, и, получив каждый по два билета (один - на основную выставку, а второй - на дополнительную), мы наконец-то попали в галерею.

Если театр начинается с вешалки, то эта галерея началась с несколько странного отношения к ее посетителям. Я не завсегдатай художественных выставок. Но в этот раз у меня сложилось ощущение, что ко мне относятся как к курортнику с жирным лавашом в одной руке, и бутылкой пива в другой. И смотрители стоят именно для того, чтобы не дать мне вытереть руки об картину и открыть бутылку об ее (картины) шикарный багет. Экскурсовод уныло пересчитывал нас по головам, в то время как кассир и какие-то бабушки-смотрительницы усиленно впихивали с улицы еще 3-4 недостающих экскурсируемых.

Экскурсовод экскурсоводу рознь. Это я понял через 3 минуты экскурсии. От нашего я только смог узнать, что Айвазовский был родом из обедневшей купеческой семьи, и во всем двухэтажном здании с тремя гостиными, за исключением картин мастера, есть только его венецианское зеркало и пара настенных часов. Весь же остальной интерьер собран тут для создания «антуража»… в стиле Ильфа и Петрова: либо курортник с подержанной бородой, упершись тягостным взглядом в малахитовую колонну, цедит сквозь усы: «Богато жили люди!», либо пышная дама в возрасте невольно и совершенно незаметно для себя приспосабливает виденную мебель к своей комнате и потребностям.

Все остальное, о чем идет речь ниже, я подслушал у других экскурсоводов.

Часть 2. Об Айвазовском и его картинах

Первое. Айвазовский за свои чуть более чем 80 лет жизни написал более 6000 полотен. Первые серьезные работы у него появились в возрасте 16 лет, так что выходит, что художник писал по одной картине каждые 4 дня в течение всей своей сознательной жизни! Не каждый журналист-репортажник может похвастать таким «уловом»!

При этом, у Айвазовского есть целые серии картин с практически одинаковыми названиями («буря», «штиль» и т.д.), идентичной композицией и, понятное, дело, сюжетом. Вот, например, серия о «кораблекрушениях»:

1. Кораблекрушение у Афонской горы. 1856


2. Кораблекрушение. 1864


3. Кораблекрушение. 1843


4. Кораблекрушение. У скал. 1870


5. Кораблекрушение. 1876


Мне импонирует работа 1876 года - наверное, потому, что я ее видел вживую. На возникший у меня вопрос - а что же художник «штампует» похожие картины, мне пришел в голову забавный ответ. Вот стоит как-нибудь Иван Константинович на каком-то званом вечере, а тут к нему граф подруливает и говорит так вот:

- Голубчик, мол, Иван Константинович, будьте любезны, моей графинюшке очень уж понравилась ваша работа - та, которую Вы вчера Варваре Петровне презентовали. Очень прошу, ради семейного счастья, сделайте еще одну для моей Аннушки!

Ну а что Айвазовский? Авторский тираж 100 штук еще не изобрели - вот и приходится рисовать по памяти последнее увиденное кораблекрушение.

Кстати! Самым серьезным аргументом посещения галереи (несмотря на все те безобразия, которые творят организаторы) является удовольствие от просмотра картины в реальных цветах (а не перевранных непонятных репродукций и экранных картинок) и в реальном размере! Вот пример:

6. Наполеон на острове св. Елены


Размеры 2 на 3 метра, богатые цвета… тут все это куда-то исчезло. Я понимаю, Наполеон был небольшого роста, но не таким же маленьким, как на этой картинке!

Чего у Айвазовского не отнять, так это умения работать в «режимное время» - его рассветы и закаты заставляют приезжих фотографов с грустью смотреть за окно, где в зените сверкает полуденное солнце. Сколько у меня было радости, когда я увидел «небо, как у Айвазовского»!

7. Закат


8. Малага


9 . Море. Коктебель


Правда, справедливости ради следует сказать, что Айвазовский работал не с натуры, а по памяти. Именно этот момент позволяет мне согласиться с достоинствами этой работы:

10. Среди волн.


В целом: ну да, ну нарисовал. Технично. Но: все это сделано по памяти! Да еще размером 3 на 4 метра!!! Хотя, вот эта работа (хоть она и поменьше - «всего» 2 на 3,5 метра) меня зацепила больше:

11. Корабль «Императрица Мария» во время шторма.


Есть работы, которые меня совсем не удивили - несмотря ни на сюжет, ни на размер. Например:

12. Путешествие Посейдона по морю.


То ли дело, когда вспоминаешь про то, что Айвазовский был живописцем Главного морского штаба!!! Батальные сцены, парусные корабли - то, чем я грезил с детства...

13. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями, 1892


14. Черноморский флот в Феодосии, 1890 год. (нажмите на картинку, чтобы увеличить до 1400 px)



15. Чесменский бой, 1848 год


По воспоминаниям очевидцев, во время Русско-турецкой войны матросы и офицеры в Севастополе ходили на выставки работ живописца, как на своеобразный фоторепортаж с поля боя. А Айвазовский слушал их комментарии и обсуждения, после чего вносил соответствующие коррективы в картины.

Помимо батальных и морских сцен, у Айвазовского, благодаря шикарным восходам и закатам, есть и другие удивительные работы в жанре пейзажа:

16. Волга у Жигулевских гор


17. Камыши на Днепре близ местечка Алёшки


К сожалению, в галерее полностью запрещена фотосъемка, а видеосъемка разрешена только за отдельные деньги. Поэтому в интернете ходит масса жутких репродукций с левыми цветами и непонятного качества…

Ну вот, пожалуй, и все. Больше рассказывать не о чем. Портреты у Айвазовского тоже неплохие, но меня ни они, ни его работы на религиозные темы не заинтересовали.

Акварели Максимилиана Волошина тоже не произвели на меня какого-то впечатления, хотя о них пишут как о «…поэтических, прекрасно передающих не столько реальный пейзаж, сколько настроение, им навеваемое». А вот работы К. Богаевского зацепили. Посмотрите в интернете!

Крым, культура, Мысли вокруг фотографии

Previous post Next post
Up