Джоэль Феррис

Apr 12, 2014 14:14

Сказка о Сказочнике

Джоэль Феррис был сказочником по вызову. Нет, он не делал ничего дурного, как вы, возможно, могли подумать. Он просто приходил к людям домой и рассказывал им сказки - волшебные, невероятно интересные и красочные. О маленьких драконах, храбрых принцессах, крылатых единорогах и веселых рыцарях; о других вселенных, магических битвах и фантастических приключениях.

Когда он говорил, слушатели, сами того не замечая, попадали в один из его волшебных миров. Комната теряла свой привычный вид; мебель, ковры и картины чудесным образом растворялись и превращались в тысячелетние дубы, поросшие мхом камни и руины древних замков. Незнакомые звуки и запахи наполняли воздух, а за окном привычное вечернее небо вдруг становилось алым, вместо птиц летали удивительные яркие рыбы, и где-то на горизонте погонщики выгоняли стаи молодых неоновых драконов с полупрозрачными, как у стрекоз, крыльями. Когда сказочник заканчивал свою историю, в глазах людей еще долго отражались сполохи магических огней и свет далеких звезд…
Сначала Джоэля вызывали только к маленьким детям, которые боялись спать в темной комнате. Парень присаживался на край кровати; небрежно мотнув головой, отбрасывал назад длинные русые пряди, и начинал плести свое волшебство. Несколько звуков флейты и волшебные слова - однажды в далекой-далекой стране… Он уходил за полночь, когда ребенок со счастливой улыбкой видел во сне продолжение очередной его истории. После сказок Джоэля дети переставали бояться монстра в шкафу, потому что знали - через шкаф можно попасть в самый настоящий колдовской лес, где живут добрые феи и живые огоньки. Они знали, что стоит сказать несколько магических слов - и чудовище из-под кровати забьется в угол, не смея протягивать свои волосатые лапы к детским ногам. И еще знали, что живущие между стен домовые не причинят зла, если не обижать их и перед сном складывать по местам разбросанные игрушки.
Но вскоре к сказочнику один за другим посыпались приглашения от взрослых. Утомленные работой дельцы, замотавшиеся работники, уставшие от быта домохозяйки - все они приглашали его рассказать им историю: сначала неуверенно и робко, словно стесняясь своего желания услышать о чем-то «несерьезном». Затем все чаще и чаще. И хотя Джоэль никогда не задерживался долго на одном месте, слава летела впереди него - стоило ему прийти в город, как мигом собирался десяток-другой желающих послушать новую сказку. Сказочник трудился без устали - он много путешествовал, бывал в разных странах, знакомился с новыми людьми и видел удивительные вещи. Потому сказки сами рождались в его голове, сплетались из рассказанных случайными попутчиками историй, народных преданий, слухов и небылиц. Оставалось только собрать диковинный узор, добавить немного фантазии и правильных слов - и новая легенда без труда разрушала стены тесных комнат, покрывала пыльные шкафы зарослями лесного плюща и превращала очередной потолок в зеленый небосвод с ярко-фиолетовыми звездами. Люди менялись после его ухода - становились добрее, счастливее; вспоминали, что кроме работы и рутины существует множество интересных занятий, что можно приглашать в гости друзей и ездить за город, или гулять по паркам, собирая осенние листья, чтобы потом сделать из них яркие картины.
Сказочник любил свою работу и был счастлив, занимаясь любимым делом - пускай платили ему не много, кто сколько мог, но он и представлять себе не желал другой жизни!
Однажды, в одном из городов, Джоэля пригласила домой девушка. Она была до того печальной, что он решил рассказать ей самую лучшую, самую счастливую из всех своих сказок. В конце его истории девушка улыбалась. И Джоэль остался еще на один вечер - хотя никогда раньше не рассказывал сказки два вечера подряд в одном доме. Утром сказочник собрался в дорогу, но девушка вдруг обняла его и попросила:
- Не уходи…
Он не ушел на третий, на четвертый вечер, и все рассказывал, рассказывал... Девушка слушала, положив голову ему на колени, или сидя на ковре у его ног. Джоэль придумал специально для нее десяток новых историй, затем вспомнил все лучшие сказки, которые рассказывал взрослым и детям раньше. Она уже не могла заснуть без его голоса и без видений, которые он насылал своими легендами. Сказочник остался с ней.
Первое время оба были счастливы - она могла без остановок слушать его, а ему нравилось рассказывать ей - лучшего слушателя было не сыскать. Но дни шли, и количество сказок начало иссякать - к тому же, живя у девушки, он не мог больше зарабатывать на жизнь своими историями, и ему пришлось искать работу неподалеку от ее дома. Конечно, работа была не особо интересной и не имела ничего общего с волшебством. Он возвращался поздно вечером, уставший, мечтающий лишь проглотить немного еды и забыться во сне. Но она так умоляюще смотрела на него, что он не мог отказать ей - и начинал новую историю, из последних сил сплетая обрывки легенд и преданий в новую красочную вязь волшебства.
Однажды вечером он не смог больше рассказывать. Джоэль открыл рот, чтобы привычно начать очередную сказку, и вдруг понял - не осталось ни одной. Без путешествий, без историй попутчиков, без новых стран и народных сказаний он опустел; сказки превратились в обыденность, а постоянная необходимость работать на рутинной и изнурительной работе совсем не способствовала рождению волшебных легенд.
- Я не могу сегодня. Я устал. - Он отвернулся к стене и закрыл глаза, забывшись во сне, начисто лишенном сновидений. Джоэль был уверен, что отдохнув, как следует, он восстановит силы и придумает что-то новое.
На следующий вечер история повторилась. Ни одна, даже самая короткая и простая сказка, не родилась в его воображении. Джоэль злился на самого себя, но злость не помогала - в голове по-прежнему было пусто. Теперь вечерами они с девушкой почти не разговаривали, а в худшем случае и вовсе ссорились. Еще через некоторое время Джоэль начал приходить домой не совсем трезвым - объяснял это тем, что пьет в надежде вернуть вдохновение. Вдохновение не возвращалось. Из цветущего веселого юноши сказочник - теперь уже бывший - превратился в хмурого неряшливого человека, ворчащего на всех и обвиняющего весь мир в собственной пустоте. В порыве гнева он не раз кричал на девушку, а она плакала и злилась на него, называя бездарностью.
В очередной скучный вечер Джоэль напился после работы и не пошел домой - решил прогуляться по набережной. Он бросал плоские камушки в воду и не сразу заметил человека в сером, который материализовался возле него едва ли не из воздуха.
- Здравствуй, Джоэль Феррис. - Человек был прилично одет и довольно приятной наружности, но было в нем что-то отталкивающее. Впрочем, Джоэлю было все равно; он разве что немного удивился, что кто-то еще помнит его имя. - Я слышал, ты мастер рассказывать сказки?
- Уже нет, - хрипло проворчал он, швыряя камень. Тот с глухим всплеском утонул, не сделав и двух прыжков по воде.
- У меня есть к тебе деловое предложение, - человек в сером вдруг улыбнулся и сложил руки на груди, перебирая большими пальцами. - Я могу вернуть тебе вдохновение к созданию сказок.
Джоэль посмотрел на него с недоверием. Разве это возможно? Но человек говорил без насмешки и убедительно, и бывший сказочник решил, что ничего не потеряет, если послушает его предложение.
- Ты сможешь снова рассказывать самые чудесные, самые фантастические истории. - Продолжал незнакомец. - У тебя больше не будет проблем с выдумыванием историй, сколько бы ты не рассказывал их.
- Но что ты хочешь взамен? - Джоэль готов был отдать все, что угодно, чтобы вернуть свой дар и снова стать Сказочником.
- Ничего. Ничего особенного. Я просто наделю тебя особой способностью… Ты будешь забирать вдохновение к творчеству и самые прекрасные, светлые мечты у людей, которым рассказываешь истории. Это честная сделка, подумай! Ты ведь делишься с ними сказками. Пусть и они дают тебе взамен материал для новых легенд!
Джоэль задумался. В предложении незнакомца было что-то неладное - в конце концов, нехорошо забирать у людей мечты и вдохновение без их ведома. Но парень так хотел вернуть свою старую жизнь, о которой едва ли не успел позабыть из-за будничных проблем…
- По рукам, - кивнул он, протягивая ладонь человеку в сером.
Как только он дотронулся до холодной руки незнакомца, мир вокруг перевернулся, и Джоэль потерял сознание.
Он проснулся утром, с жутким похмельем и головной болью. Вчерашняя встреча сейчас казалась пьяным бредом и сном. Но что-то переменилось внутри Джоэля, хотя он еще сам не понял, что именно. Отряхнув одежду, он поплелся на работу. Вечером парень объявил, что уходит, не объясняя каких-либо причин.
Джоэль пришел домой: впервые за несколько месяцев он был трезвым. Он подарил удивленной девушке цветы и предложил рассказать ей новую, прекрасную легенду. Не веря своим ушам и пораженная внезапной переменой, она с радостью согласилась. Он рассказал ей невероятную историю - тревожную и странную. А утром, когда девушка забылась беспокойным сном, Джоэль собрал вещи и ушел. Через неделю девушка сошла с ума, а вскоре ее едва живую выловили из реки рыбаки - она пыталась покончить с собой. Когда ее везли в приют для душевнобольных, она не сопротивлялась - только бормотала, что ничего не хочет, ничего, ничего, ничего…
А Джоэль Феррис продолжил свой путь, и вскоре былая слава вернулась к нему - люди вспомнили о добром Сказочнике, обрадовались его возвращению, и снова стали приглашать его к себе и своим детям. Джоэль рассказывал странные, недобрые, но захватывающие истории и уходил; а через несколько дней в домах, где он был, начинали происходить непонятные вещи. Родители ссорились по пустякам и разводились; дети выбрасывали на улицу домашних животных и сжигали детские книги с картинками; заботливые домохозяйки заливали бетоном свои ухоженные цветники, приличные отцы семейства начинали жестоко наказывать детей и бить жен. Конечно же, никто не связывал происшествия с добрым сказочником Джоэлем Феррисом. А тот шел все дальше, поражаясь, как легко и просто ему снова придумывать сказки - даже проще, чем раньше. Пусть они немного изменились, стали страшнее и мрачнее, и не всегда заканчивались хорошо - зато они стали намного интереснее, в них появились интриги и подлость, жестокость и насилие - а что еще нужно людям для развлечения? Потом сказочник решил, что за сказки хорошо бы назначить плату - негоже жить на случайные подачки. Вскоре он уже не ходил по городам, а разъезжал на шикарных экипажах, в компании сомнительных девушек, которых интересовали вовсе не сказки, а более материальные вещи. Джоэля это вполне устраивало. Он ни в чем себе не отказывал, швырялся деньгами, как мусором; даже вспомнил о той девушке, у которой жил когда-то давно, и прислал ей крупную сумму. Впрочем, деньги ее уже не интересовали, потому что она целыми днями сидела в углу палаты, раскачиваясь из стороны в сторону и глядя в одну точку пустыми глазами. Еще через несколько месяцев Сказочнику наскучило путешествовать - сказки придумывались и так, а времени и сил на поездки уходило много. Он построил самый высокий в городе дом, установил на нем радиовещательную антенну и начал рассказывать истории по вечерам в прямом эфире. Теперь сказки Ферриса могли слушать - и слушали! - в каждом доме. Письма и дорогие подарки поклонников потекли рекой, состояние Джоэля выросло в несколько раз. А главное - его силы стали практически безграничны - ведь теперь рассказывая истории он ежевечерне собирал мечты и вдохновение тысяч детей и взрослых.
Очень скоро в стране началась смута, потом государственный переворот, а сразу за ним - война с соседними странами. Город страдал от голода, болезней, массовых самоубийств и эпидемий; но Джоэль не бедствовал, потому что даже в самые сложные времена люди продолжали платить ему деньги за сказки - своего воображения и умения мечтать у них уже не осталось.
Однажды, когда он сидел с бокалом дорогого вина в уютном оборудованном убежище - наверху своего единственного оставшегося целым дома, возвышающегося посреди полуразрушенного города - ему снова явился человек в сером.
- Молодец, Джоэль Феррис! - не здороваясь, произнес он. - Ты превзошел все мои ожидания. За несколько лет твоими усилиями страна превратилась в оплот отчаяния и жестокости. Ты хорошо справился с работой, сказочник!
Джоэль поперхнулся вином и нахмурился.
- О чем ты говоришь? - надменно спросил он. - Я не имею отношения ко всему этому ужасу. Люди сами выбирают, как жить. Я всего лишь рассказывал им свои истории…
- …Забирая взамен мечты о счастье и вдохновение для творчества? О да, юный Феррис. Именно так! Без этих составляющих человеческая природа тяготеет к разрушению - и себя, и окружающего мира.
Сказочник подошел к окну и вдруг с ужасом понял, что все эти руины внизу - дело его рук, точнее, его отвратительных новых сказок. В погоне за славой и богатством он не удосужился обратить внимания на то, что стал орудием и воплощением самого настоящего зла, опустошающего души - ведь как известно, в пустых душах очень быстро заводится нечто нехорошее, заполняющее оболочку подменной злобной сущностью.
- Еще несколько дней, и все эти люди перебьют друг друга, или покончат с собой сами, а еще лучше - разойдутся по соседним странам, заражая отчаянием и серостью других. - Издевающимся тоном продолжил человек в сером. - Не переживай, лучше получай удовольствие от плодов своей работы! Это истинный шедевр Пустоты! А самое приятное в этой истории то, что уже ничего нельзя изменить.
- Нельзя?! - глаза Джоэля гневно сверкнули. Злодей захохотал и исчез, а сказочник бросился в ту самую комнату, из которой каждый вечер рассказывал сказки жителям страны. Запустив все приборы радиоточки и выставив звук на максимум, он крикнул в микрофон:
- Жители страны! Это я, ваш сказочник Джоэль Феррис. Включайте радио, расскажите всем, чтобы включали - сегодня вас ждет самая лучшая из моих сказок.
Громкоговорители на здании Ферриса были настолько мощными, что заглушили даже отдаленные взрывы и стоны раненных в больницах. Изможденные войной, страданиями и внутренней пустотой, люди включали радиопередатчики, а у кого их не осталось - выходили на улицу, чтобы услышать его историю.
- Однажды, в далекой-далекой стране, жил был сказочник. - Начал Джоэль привычными словами. - Сказочник, который любил делиться историями с людьми. Когда вдохновение оставило его, он начал обвинять в этом других... Хотя на самом деле, проблема была в нем самом…
Люди притихли и молча слушали. А Джоэль продолжал рассказывать - о том, что сказочнику никогда нельзя останавливаться во время путешествия. О том, что вдохновение нельзя купить или украсть. О том, что в каждом человеке живет его собственная часть сказки, которую нельзя отдать или потерять - просто нужно поверить, что она есть.
И пока он говорил, город начал меняться - как раньше менялась комната, когда он рассказывал сказки детям. И также отчаяние на лицах людей сменилось сперва растерянностью, а потом надеждой.
А Джоэль все говорил и говорил - маленьких драконах, храбрых принцессах, крылатых единорогах и веселых рыцарях; о других вселенных, магических битвах и фантастических приключениях - вкладывая в свои слова все вдохновение, что отбирал у людей годами. Он говорил, и восстанавливались разрушенные дома, из сожженной земли вырастали деревья и цветы, а рядом с людьми, заворожено слушающими последнюю историю Сказочника, появлялись их погибшие близкие - живые и здоровые. Джоэль рассказывал сказку всю ночь, заполняя накликанную им пустоту; утром он закончил ее - и тотчас же упал замертво. В тот же миг где-то далеко в приюте для безумных девушка перестала смотреть в одну точку и улыбнулась, а огромный дом Джоэля начал рушится, пока не превратился в гору развалин - ее тут же оплели бесчисленные лозы плюща, и на месте здания прямо посреди города возник холм.

Говорят, где-то есть город, где люди живут счастливо: их лица светятся вдохновением, а дети до сих пор ходят гулять и играть на холм, что возвышается на месте бывшей главной площади. Говорят, что на верхушке холма растет старый дуб, и если долго сидеть под ним, вслушиваясь в шум листьев, можно услышать тысячи старых добрых сказок, которые когда-то, давным-давно, рассказывал добрый сказочник Джоэль Феррис.

взято у http://kladbische.livejournal.com/875171.html#cutid1

сказки

Previous post Next post
Up