Mar 10, 2011 15:29
Открытое обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации
В последнее время на фоне второго процесса по делу руководителей НК ЮКОС М.Б. Ходорковского и П.Л. Лебедева общество оказалось свидетелем полной самодискредитации судебной системы. На фоне отсутствия какой бы то ни было широкой дискуссии об обеспечении независимости суда и судей, действия премьер-министра РФ Путина В.В. и других некоторых государственных служащих вылились в манипулирование общественным мнением и беспрецедентное давление на правосудие.
Необходимость глубокого реформирования системы правосудия в нашей стране очевидна, и это признается и Президентом РФ, и гражданами, и самими представителями судебного сообщества. Однако, по-прежнему, правосудие находится под давлением отдельных институтов и лиц, тем более находящихся на самой вершине российской власти, которые по-прежнему допускают возможность его выборочного применения, что очень опасно.
Дискуссия по наиболее резонансным судебным делам последнего времени является, по сути, сравнительным анализом доказательной базы - большинство ее участников прекрасно знакомы с материалами следствия. Но, при этом, если со стороны общества задаются здравые вопросы насчет бессмысленности обвинений, то со стороны всех ветвей власти поступают ответы, базирующиеся на почве личных политических пристрастий, хуже того - личной неприязни, или же, что чаще, сохраняется гробовое молчание.
Понятно стремление высших чиновников и их ближнего окружения использовать все свои беспредельные возможности и огромные административные ресурсы для выстраивания системы обвинения. И здесь все идет в ход: должностной подлог и иные злоупотребления служебным положением, зомбирование населения по центральным каналам ТВ, отсутствие правдивой и всесторонней информации о ходе судебного процесса, и даже явное и циничное, тиражируемое на всю страну, агрессивное давление на суд во время написания им приговора. Однако допустимость подобных методов воздействия на правосудие не только девальвирует идею справедливости и состязательности судопроизводства, но дает возможность издеваться над судебной и правоохранительной системами в угоду политической борьбе власти за бесконечное продление своих полномочий.
В запале этой борьбы верхушка всех ветвей властной «вертикали» переходит от развязных уголовных словечек («руки по локоть»… и т.п.) в адрес неугодных и опасных для нее подсудимых к угрозам «третьего тюремного срока» и публично объявляет их виновными до решения суда. Так 16 декабря 2010 года, во время нахождения судьи в совещательной комнате, премьер-министр РФ Путин В.В. пользуясь своим служебным положением, в своем обращении на центральном канале ТВ прямо и недвусмысленно дал понять всему обществу и, в том числе и судье Данилкину, что считает подсудимых виновными не только в экономических преступлениях, но и в уголовных, обвинения по которым им вообще никогда не предъявлялись.
Ответственность за подобные выходки несут не только их непосредственные исполнители, превратившие такое поведение в модный политический тренд, но и Президент РФ Д.А.Медведев.
Простое перечисление резонансных дел, по которым ведется непримиримая борьба власти за самосохранение, тоже показательно. В них упоминаются политики и бизнесмены, известные не только в нашей стране, но и во всем мире. Что же тогда говорить про судьбы обычных граждан, которые незаконно осуждены или долгое время добиваются в суде справедливости, которые вообще власть не интересуют и потому не упоминаются нигде!
В эту же схему укладывается и обсуждение темы помилования осужденных по резонансным делам. Указ Президента РФ Путина В.В. от 2001 года, ставящий условием помилования личную просьбу осужденного, и в этой части противоречащий Конституции РФ, до сих пор не отменен в угоду власти.
Требование от осужденных просьбы о помиловании является в этом случае абсолютно незаконным и направлено, скорее, на дополнительное унижение осужденного, чем на осуществление правовых процедур. Надо напомнить, что Президент РФ согласно Конституции РФ может принять решение о помиловании без всяких дополнительных требований к осужденному, включая и просьбу о помиловании с его стороны.
В демократическом обществе законы гарантируют гражданину состязательность и информационную открытость процесса судопроизводства. Однако недопустимо подменять законные формы гражданского контроля за судебной системой тиражированием политических инсинуаций, да еще и пользуясь при этом неограниченным административным ресурсом.