Портал Кино-ТВ дал подборку предпочтений людей, пишущих о кино, за 2019 год. Там нет разделения на российское и мировое кино, поэтому в топ-десятках тесно. Интересно, как по-разному оценивают некоторые картины - сходятся в основном в высокой оценке фильмов "Однажды в... Голливуде" и "Джокера". А затем идут оценки прямо противоположные. Что свидетельствует о том, что сама профессия кинокритика, некогда бывшая подобием науки, ныне уходит в прошлое и становится дилетантским сборником чисто субъективных впечатлений вполне случайных людей: захотел писать о кино - и стал писать о кино. Даже если знания о кино начинаются в лучшем случае с "Тачек-2".
Тем, кто пошлет ответный пас и скажет, что это я толкую о себе, отвечу: а как же! И о себе тоже. Просто опыт чуть побольше, а когда рассматриваешь кино на протяжении многих десятилетий, - есть с чем сравнивать, и дешевое подражание не кажется оригиналом, и композиция мордой в салат не кажется смешной.
Так что, как и в случае с "Оскарами", "Сезарами" и пр. , на оценки кинокритиков не стоит ориентироваться: кому нравится свиной бок, а кому баранья косточка. Кино делается для всех нас - вот и смотрите, и делайте выводы. Именно так у каждого из критиков складывается свой круг единомышленников, которые ему верят. И у каждого круга - свои, часто полярные предпочтения.
А сколько-нибудь четких критериев хорошего вкуса больше нет. Ведь гордится же Москва самым раскоряченным Сити в мире - и ничего, все постепенно смирятся.
Уже после того, как я сформировал свою топ-десятку, с опозданием посмотрел отличную американо-русскую картину "Гив ми либерти" Кирилла Михановского. Так топ-десятка превратилась в топ-11.
Нормально. Я же не кинокритик, а журналист, пишущий между прочим и о кино тоже. Могу себе позволить не смотреть весь кинопоток - необходимо время для других любимых тем.
С наступающим!
Вот моя топ-десятка с портала Кино-ТВ.
Мой рейтинг года
1. Шедевр (Гастон Дюпра, Аргентина).
Философская комедия, умная, чуть авантюрная, чуть сентиментальная; характеры выписаны и воплощены так многослойно, вплоть до тайных закоулков подсознания, что эта «жизнь духа» и становится сюжетом фильма, берущего тебя в плен с первого появления героев на экране.
2. Однажды в Голливуде (Квентин Тарантино, США).
На мой взгляд, одна из лучших картин Тарантино - он стал спокойней и умудренней, его мастерство - филигранней, юмор - глубже и человечней, проявилась вся та гамма авторских чувств, которые создают «воздух» и смысл этого фильма, смешного и нежного, упоительно остроумного в каждом кадре.
3. Тайная жизнь (Терренс Малик, США)
Уникальный мастер, структурирующий свое кино по законам живописи и музыки, включающей шумы и шорохи жизни; живопись кадра и его звучания управляют нашими эмоциями, составляют драматургическую линию фильма - одного из самых сильных антивоенных высказываний последних лет.
4. Сквозь темное стекло (Константин Лопушанский, Россия)
Тот нечастый случай в кино, когда каждый зритель снимет свой смысловой слой картины, от поверхностно мелодраматического, высекающего сочувствие и слезы, до глубинно мировоззренческого, заставляющего думать и спорить.
5. Дылда (Кантемир Балагов, Россия)
Для меня вторая картина Балагова стала в ряд лучших наших картин о постфронтовых травмах - от «Крыльев» Ларисы Шепитько до «Хрусталев, машину!» Алексея Германа: лаконичными средствами точно переданы и атмосфера времени, и анамнез «военного синдрома», обусловившего драму героинь.
6. Дождливый день в Нью-Йорке (Вуди Аллен, США)
Блестящий по артистизму и остроумию ответ мастера охватившей планету феминистской агрессии, рассказ о том, как это происходит в реальности - соблазнение ненасытными монстрами в штанах хрупких невинных девушек, в спешке забывающих надеть юбку.
7. Зеленая книга (Питер Фаррелли, США)
Сюжет с переворотом сознания персонажей всегда предсказуем, но здесь я высоко ценю его эффективность: захватывающий драматизм процесса много важнее заранее очевидного результата.
8. Керосин (Юсуп Разыков, Россия)
Впервые после великой картины Киры Муратовой так исчерпывающе передано состояние астенического синдрома, ставшего теперь нормой: люди без дома и якоря, жизнь, где мало прочного и нет ничего впереди. Запоздалое открытие большой актрисы - Елены Сусаниной.
9. Романтики 303 (Ханс Вайнгартнер, Германия)
В кадре два лица и большой просторный мир, Адам и Ева в райской пустыне: как под лупой, становятся значительней каждая секунда, взгляд, жест, и то, как неуловимо меняются отношения, и как из штрихов складываются закадровые драмы - две вселенные выстраиваются, обретая форму двух судеб.
10. Достать ножи (Райан Джонсон, США)
Импровизируя свое абсолютно авторское кино, режиссер с весельем и отвагой фантазирует на темы Агаты Кристи, как хороший джазовый пианист фантазирует на темы Шопена - преобразуя его в нечто узнаваемое, но совершенно иное, неожиданное, увлекательное в каждом мелодическом обороте.
11. Гив ми либерти (Кирилл Михановский, США).
Талантливо и наблюдательно: режиссер сполна наделен тем самым творческим либерти, которое позволяет ждать очень интересных продолжений.
Разочарование года:
«Синонимы» (Надав Лапид, Израиль), «Паразиты» (Пон Чжун-хо, Корея).
Разумеется, далеко не худшие, но самые переоцененные фильмы года. Они срубили «Золотого медведя» в Берлине и «Золотую пальмовую ветвь» в Канне несмотря на очевидные сценарные слабости и ориентацию на дешевый успех у публики с помощью весьма примитивных приемов. Налицо явное снижение критериев.