Алла Демидова в нашем театре и кино всегда была особенной. Загадочной. Немногословной. Ее считают
![](http://pics.livejournal.com/valery_kichin/pic/0019d88r)
актрисой холодного ума. Интервьюеры перед нею элементарно робеют - поэтому ее интервью почти не найти. Все главное о себе она сказала сама в своих ролях и своих книгах.
Ее кажущаяся неприступность - на самом деле незримая граница, которая отделяет глубокий, незаурядный ум от расхожей посредственности. Эта граница становится непроходимой, когда люди ее разочаровывали, - они просто переставали быть ей интересными. Она могла сказать им в глаза самую резкую правду - потому что кто-то должен был ее сказать.
Или она могла эту правду написать. Читая, удивляешься не тому, как это верно, а тому, что это написать она рискнула. Но это ее органика. Она во всех своих проявлениях - на сцене, на экране кино или телевизора - прежде всего абсолютно органична.
В юности ее не приняли в Щукинское училище - говорят, из-за дикции. Ее голос казался не актерским. Это удивительно теперь, когда понимаешь, что в лице Аллы Демидовой мы имеем редчайший образец настоящей, большой трагедийной актрисы. Владеющей голосом безупречно, умеющей передать мелодику и тончайшие смыслы стихотворного текста. «Играть в одиночку - огромный выброс энергии», - сказала она в программе «На ночь глядя», признавшись, что единственную сольную площадку в эфире предоставил ей радиоканал «Культура», где она дважды в неделю читает стихи. Название канала-конкурента из передачи на Первом, конечно, вырезали, и таким образом главная работа актрисы последних лет оказалась закамуфлированной.
Ее открыл для сцены, кажется, Ролан Быков, занявший Демидову в спектакле студенческого театра «Такая любовь». Большую актрису угадал в ней Юрий Любимов, с которым потом отношения у нее сложились трудно. Театральный мир с его интригами, завистью и подначками человеку ее ума и ее принципов кажется невыносимым. Она пришла к убеждению: «Театр мне не нравится, коллектив я давно разлюбила». Она живет в своей раковине - дома, поэзии, хорошей музыки, немногих оставшихся в живых друзей. Вообще, личностей столь крупных, независимо мыслящих и бепредельно талантливых в нашем искусстве почти уже нет. Они у нас обречены на одиночество и это печально понимают.
Демидова соединяет в себе традицию русского театра с отзывчивостью на все новое. И она абсолютно нетерпима к проявлениям амбициозной бездарности - отсюда ее резкость по отношению к Ренате Литвиновой, с которой она играла в гениальном «Настройщике» Киры Муратовой: на фоне незабываемой пары Демидова - Русланова Рената Литвинова, конечно же, выглядела не более чем ломкой моделью, существом неодушевленным. Она там была абсолютно на месте, изображая сама себя, но, права Демидова: она никакая не актриса и тем более не режиссер.
Алла Демидова для меня - человек недосягаемо, гениально одаренный, но не раскрытый и на четверть своего потенциала. Ни в кино, ни в театре. В обеих сферах она явно чувствует себя чужой. В обеих ей словно приходится съеживаться, вынужденно подгоняя свой талант под размер окружающих ее людей. Такое несоответствие возможного и реального всегда чувствовалось, например, у Гурченко, и она тоже была одинокой в толпе, ее тоже побаивались, считали человеком резким и неудобным. Актерская профессия слишком зависима от капризов посредственностей, от случая, от глупости, от дилетантизма. Чтобы актрисе реализоваться, ей нужна площадка, нужны партнеры, нужен режиссер. Как быть, если все это оказывается ей тесным, как нещадно жмущий башмак?
Видеть Демидову, просто наблюдать ее лицо, ее спокойную повадку внутренне гармоничного человека - наслаждение. Она невероятно, фантастически красива - не традиционной красотой фотомодели, а красотой той самой гармонии ума, достоинства, твердых убеждений и внутренней утонченной интеллигентности, которая, как английский газон, взращивается поколениями.
Последняя крупная роль в кино, которую она сыграла относительно недавно, почти неизвестна зрителям - потому что Островский, считают прокатчики, уже никому не нужен. А Игорь Масленников снял фильм «Русские деньги» по «Волкам и овцам» Островского - акция в наши дни почти самоубийственная. Демидова там играет Мурзавецкую - и это надо видеть.
У Аллы Демидовой назревает юбилей. Самое время объясняться ей в любви. Но люди робеют, в ее присутствии становятся косноязычными…