Я придерживаюсь принципа самого простого объяснения и не согласен с теми кто говорит, что послание было неинтересным. Ну да, возможно, по содержанию речь не содержала ничего особенно нового, но она содержала важнейший знак того, что происходит в Кремле и что, возможно предопределит развитие ситуации там в ближайшее время. Прочитав
послание Путина я не стал ни пытаться понять, что именно он имел ввиду под сакральностью Крыма для России, ни другие трудные для моего понимания вещи. Что я увидел было гораздо проще всего того, что было сказано до сих пор про это послание. Ключом для понимания послания президента РФ для меня стало вот это место в его речи:
Кстати, о санкциях. Это не просто нервная реакция США или их союзников на нашу позицию в связи с событиями и госпереворотом на Украине и даже не в связи с так называемой «крымской весной». Уверен, что если бы всего этого не было, - хочу это подчеркнуть, уважаемые коллеги, особенно для вас, для политиков, для тех, кто сегодня сидит в зале, - если бы всего этого не было, то придумали бы какой-нибудь другой повод для того, чтобы сдержать растущие возможности России, повлиять на неё, а ещё лучше - использовать в своих интересах.
После слова "кстати" человек, как правило, говорит самое, на его взгляд важное. И это очень в стиле Путина сказать, что-то как бы мимоходом, но то, что он пытается донести до своего слушателя во что бы то ни стало.
Путин нагадил, вогнал страну в штопор и он это понимает. Хорошего выхода из ситуации у него лично нет, правда он есть у России, как страны. Теперь, свою задачу он видит в том, чтобы убедить не только ТВ аудиторию, но и свое окружение, что США за Россию бы все равно взялись, даже если бы Россия не хапнула Крым у Украины и не развязала войну на востоке Украины. То есть свою личную проблему он хочет возвести в проблему всей страны. Казалось бы это не должно быть очень сложно, судя по тому влиянию, которое оказывает мудрое российское ТВ на аудиторию.
Но, во-первых, аудитория готова хлопать в ладоши и бросать чепчики в воздух только пока она сама ничего не платит за карнавал. Как только приходит понимание того, что за Крым и за восток Украины придется платить, причем чрезвычайно дорого, весь энтузиазм улетучивается. Во-вторых, есть еще и элитные круги в России, которые не так доверчивы как широкие слои народа. Они теряют еще больше, чем массы.
Послание Путина было посланием действительно "почтенному собранию" и основным его знаком была очень простая вещь - "да, я нашкодил, но даже если бы я этого не сделал, вы бы все равно оказались в данной ситуации, поэтому не надо меня винить и думать, что если меня вышвырнуть с моего кресла, то все исправиться".
Это своего рода жест отчаяния, что глубоко объяснимо. Мир Путина, в котором существовали жадные, продажные и трусливые буржуи, над которыми можно издеваться как душе угодно, рухнул и продолжает разрушаться на глазах. Вместо этого, Запад (буржуи) начал консолидироваться в своем неприятии режима Путина и несомненно продолжит это делать, учитывая политику РФ в Украине. Экономика перестала быть экономной и прогнозы неутешительны. Отыграть назад, практически невозможно, без ухода Путина с политической арены. Между тем, уход Путина мог бы спутать карты на Западе и через такой маневр Россия все же могла бы вернуться быстро в разряд нормальных стран, с которыми можно иметь дело. Путин это понимает, понимают это и люди в окружении Путина. Но уходить из них никто не хочет, отсюда все их силы брошены на отождествление России и Путина.
Казалось бы Путин в безопасности, культ личности и все такое, это не что-то очень новое для России, в конце концов. Но, проблема в том, что Путин, в отличие, скажем от Гитлера, на которого он очень похож во многих отношениях, не "чувствует" толпу и боится ее. Он никогда не организовал партию, или даже группу путчистов. Он собственно не совсем политик, способный на организацию даже относительно небольшой группы людей. Путин скорее удачливый функционер, который в силу своей бюрократической природы не может до конца доверять народу (даже русскому). Он на самом деле не знает, грозит ли ему опасность быть свергнутым или все нормально. Зато он сам прекрасно знает, что это он вогнал страну в ту незавидную ситуацию, в которой она есть и теперь пытается оправдаться посланиями федеральному собранию.
Другая проблема Путина состоит в том, что в стране отсутствует идеология, на которую бы он мог опереться в долгосрочном плане. Отсюда судорожная опора на русский национализм, которая в условиях России, конечно ведет к определенным последствиям. На русском национализме, как и вообще на любом другом национализме, далеко не уедешь. Теперь Путину нужна вечная война с "украинскими фашистами" для того, чтобы поддерживать угар русского национализма, но и это ненадежная вещь, так как санкции Запада будут только расти на таких действиях России. Задача Путина, таким образом, заключается в том, чтобы убедить население России, что он и население страны спаяны одной цепью и без него все обречены. Пока это получается у Путина, но эта позиция малоперспективная и Путин это прекрасно понимает, побаивается, отчаивается и совершает одну ошибку за другой.