Чжуан-цзы. Глава IV. СРЕДИ ЛЮДЕЙ
Слова приписаны Конфуцию, его ответ на вопрос, выполнить ли опасное поручение императора или сказаться больным? Мол, непогода, осень, живот болит...
Конфуций однозначно советует, что нечего косить, выполняй приказ.
"В общении с ближними мы должны доверять им и сами внушать доверие.
В общении же с дальними мы должны убеждать в своей преданности при
помощи слов и кто-то должен эти слова передавать.
А на свете нет ничего труднее, чем передавать
речи сторон, которые друг другом довольны или, наоборот, недовольны. В
первом случае непременно будет слишком много восторгов, а во втором --
слишком много упреков. Но всякое преувеличение есть пустословие, а
пустословие не породит доверия. Если же нет доверия, то и человек, доносящий
эти речи до государя, вовек не добьется успеха. А потому существует правило,
гласящее: "Если ты сообщаешь только то, что есть в действительности, и не
говоришь ничего лишнего, тогда ты едва ли подвергнешь себя опасности". И
заметь еще: те, кто состязаются в каком-нибудь искусстве, сначала стараются
как можно лучше показать себя, потом становятся скрытными, в самый разгар
состязания пускаются на разные хитрости. Участники торжественного пира
поначалу держатся очень церемонно, потом забывают о приличиях, а в разгар
пиршества веселятся без удержу. То же самое случается во всех делах:
начинают сдержанно, а заканчивают развязно. И то, что поначалу кажется нам
делом простым, под конец уже неподвластно нам.
Речи наши -- как ветер и
волны. Дела наши их подтверждают или опровергают. Ветру и волнам легко
прийти в движение. И так же легко поступки наши могут навлечь на нас беду.
Следовательно, гнев, угрожающий нам, порождается не иначе как лукавыми
речами и пристрастными суждениями. Когда зверь чует свою смерть, он
исступленно кричит, напрягая все свои силы, так что крик его проникает прямо
в сердце охотника и наполняет его неистовой страстью. Если чересчур
настаивать на своей правоте, собеседник обязательно будет спорить с вами и
даже сам не будет знать почему. Если он не понимает даже того, что побудило
его поступить так, то как он может знать, чем закончится беседа? Вот почему
существует правило, гласящее: "Не пренебрегай указаниями, не домогайся
успеха, во всем блюди меру"."
http://lib.ru/POECHIN/ch_tzh.txt