Технологический популизм обломался на Бресте

Nov 02, 2019 17:39

Город на прошлой неделе оказался под клубами смога, ставшими предметом обсуждений. Так уж совпало: первые утренние заморозки с неизбежными туманами, безветренная погода и опавшие листья на частных подворьях. Всё это вызвало воспоминания и размышления…

Когда деревья были большими

На днях один местный сайт опубликовал старые фотографии Мухавца и Набережной. Это были времена моего детства, когда всей семьёй ходили на речку, брали лодку напрокат и плавали, где хотели, выбирая место для скромного пикника. На что обратил внимание: как скудно было с зеленью вдоль этого места реки - земснаряды размывали малярийные болота вдоль речки, углубляли дно, насыпали дюны на берегах. Но почему тогда всё казалось зелёным? Вспомнилось название одного хорошего фильма - «Когда деревья были большими». Оно отражает психологию восприятия ребёнка: все деревья большие.

Что помнят те, кто считает, что раньше Брест был зеленее? Сады в соседнем частном дворе, куда лазили за яблоками? Было. Каждый двор и улицу, заросшие американским клёном так, что летом на первом этаже света не видно? Тоже было. А что изменилось? Заболоченные заводи вдоль реки и заросли камыша сменились сначала полями намывного песка, затем зарослями чего попало, сейчас - красивыми микрорайонами, которые активно озеленяют. Стало ли хуже? Нет, даже если детские воспоминания подбрасывают другое восприятие мира.

Ностальгия по детству есть, некоторые воспринимают как личную трагедию, когда спиливают дерево, которое они помнят с малых лет.

Увы, люди должны умирать своей смертью, а деревья тогда, когда становятся опасными для людей. Совершенно неразумно ждать, пока старый тополь рухнет на людей и машины.

Воздух становится чище

За минувшую неделю часто приходилось слышать, каким грязным стал воздух. Неприятная правда для паникёров в том, что воздух в Бресте становится чище. Пик загрязнения мы прошли где-то в середине 90-х. Смотрите, что изменилось с тех пор…

Вспомните колонны грузовиков, которые тянулись через весь город, медленно продвигаясь к границе с Польшей, и встречный поток, включая многие тысячи подержанных автомобилей, которые ввозили на рынки СНГ. А ведь выбросы тех автомобилей были намного гуще от смол и формальдегида, чем от нынешних двигателей. Но время было такое, людям надо было выживать, не до экологии.

Практически ушёл уголь с железной дороги и из городских котельных. А ведь именно сжигание угля даёт несравнимо больше копоти, чем машины и сжигание листвы.

Вспомните, как тротуары избавляли от асфальта, который неизбежно что-то испаряет, «переобуваясь» в плитку.

Сработало и закрытие некогда мощных производств в центре города. Это может вызывать сожаление с точки зрения экономики, но мы сейчас о чистоте воздуха говорим.

Сильные факторы последних лет - повышение требований к составу горючего, нормам выбросов двигателей и оптимизация дорожного движения в городе. Сейчас даже страшно представить, сколько тетраэтилсвинца было когда-то в бензине, поколения на этом выросли. Жёсткие требования к техническому осмотру выводят с улиц старые автомобили, а новые путепроводы и развязки уменьшают топтание на перекрёстках. Тот, кто считает, что всё становится хуже, имеет проблемы с восприятием мира.

Что показывает контроль

Есть объективные данные, которые показывают, что воздух в городе становится чище. Обратимся к фактам. Существует Национальная система мониторинга окружающей среды Республики Беларусь, где можно найти результаты наблюдений за много лет, они в открытом доступе.

Читайте суровую правду за 2018 год: «По данным непрерывных измерений в районе ул. Северной, среднегодовая концентрация серы диоксида составляла 0,5 ПДК, углерода оксида - 0,6 ПДК, азота диоксида - 0,8 ПДК. Содержание в воздухе азота оксида, как и в 2017 г., было существенно ниже норматива качества. В течение года зафиксировано пять дней со среднесуточными концентрациями азота диоксида выше ПДК. Максимальные из разовых концентраций азота диоксида и азота оксида составляли 1,4 ПДК. В районах станций с дискретным режимом отбора проб воздуха концентрации углерода оксида и азота диоксида в 97-99 % проанализированных проб были ниже 0,5 ПДК. Существенное увеличение максимальной из разовых концентраций до 2,8 ПДК зарегистрировано 16 ноября в районе ул. Пушкинской.

Содержание в воздухе ТЧ-10, по сравнению с 2017 г., повысилось. Среднегодовая концентрация составляла 0,5 ПДК (в предыдущем году составляла 0,25 ПДК). В течение года отмечено шесть дней со среднесуточными концентрациями в 1,1-1,2 раза выше норматива качества. Доля дней со среднесуточными концентрациями ТЧ-10 выше ПДК была существенно ниже целевого показателя, принятого в странах Европейского союза».

А вот вам по свинцу, если он кого-то волнует: «Содержание в воздухе свинца сохранялось на прежнем уровне. Максимальная среднемесячная концентрация составляла 0,035 мкг/м3 (в предыдущем году - 0,037 мкг/м3). Концентрации кадмия были существенно ниже норматива качества».

Всё предельно понятно. Формальдегид - от дизельных двигателей. С Пушкинской контуры решения уже есть, с улицей 17 Сентября, которая тоже в числе проблемных, -Западный обход, Кобринский путепровод и реконструкция бульвара Космонавтов уже меняют ситуацию.

Экологический популизм

На этом фоне совершенно негармонично смотрятся те, кто гневными речами об экологии надувают политические пузыри, особенно перед выборами. Характерный пример - движение противников строительства аккумуляторного завода в нескольких километрах от Бреста. Сейчас движение уже сдулось, но вспомните, сколько было истерики и пафоса в начале прошлого года. И отбрасывался в сторону факт, что только в аккумуляторах Беларусь ввозит десятки тысяч тонн свинца и что он должен как-то потом перерабатываться.

Борцов с заводом злили факты, которые показывали, что Брест с прошлых времён унаследовал немало тяжёлых металлов. Очень легко раскачивать людей, противопоставляя «чистый» город и «грязный» завод. То, что правда намного сложнее, мешает будоражить людей.

Паразитирующие на теме до сих пор исключают из своего сознания и сознания тех, кого они агитируют, что Брест каждый год - жертва трансграничного переноса свинца и формальдегида из Евросоюза. И эти реальные переносы намного гуще, чем у не построенного ещё завода, даже в худшем его варианте. Это наша судьба, наша роза ветров, они в основном дует с запада. И в Норвегии, где чистый воздух с океана освежает города, он всегда будет чище, чем у нас.

Выискивают примеры вредных производств, без учёта того, что весь мир ездит на автомобилях со свинцовыми аккумуляторами. Даже в электромобилях с литиевым аккумулятором есть и свинцовый.

Тут уже не детское искажение восприятия, когда все деревья кажутся большими. Это сознательное искажение реальности.

Технологический популизм - в моде

Этому явлению уже есть название. Спору нет, давление общества на специалистов должно быть. Но где грань между разумными требованиями и сбором политического «хайпа»?

Обратимся за примером к Польше, нашей доброй соседке. Увы, там большая часть энергетики, включая отопление домов, на угле. И те, кто на прошедшей неделе жаловались на смог, не были в польских городах зимой в безветренную погоду. Страна за это подвергается жестокой критике со стороны других государств ЕС, где ветер дует с океана. Требуют уйти от угля. Но Польша в прошедшем году, после многих лет застоя в угольной отрасли, открыла новую шахту. И в России из года в год закупают уголь миллионами тонн. Там видят свою динамику: экология, при всех упрёках, становится лучше. И различают за как бы правильными требованиями «зелёных» навязывание дорогой энергии и удар по конкурентоспособности своих товаров.

Интересен результат прошедших парламентских выборов в этой стране, они прошли месяц назад. Как вы думаете, сколько членов «зелёных» оказалось в парламенте? Нисколько.

Автор: Олег КРАСНОПОЛЬСКИЙ
"Брестский вестник"

химия и жизнь, психическое здоровье нации, Брест

Previous post Next post
Up