Переводной материал, как жили капиталисты в США в 1955-м и куда их скромность делась сейчас, оригинал взят у
matveychev_oleg в
Общество позёровThe New York Times, США, 25.09.2014: Возвращение «Позолоченного века»
Либералы твердят об обстоятельствах; консерваторы рассуждают о характере.
Это интеллектуальное размежевание становится наиболее очевидным, учитывая тему рассуждений - сохраняющуюся нищету в богатом государстве. Либералы сфокусировались на стагнации реальной заработной платы и исчезновении рабочих мест, предлагаемых для среднего класса, а также на постоянной незащищённости, которая вытекает из отсутствия надёжной работы и накоплений. У консерваторов, в свою очередь, всё дело в недостаточном старании. Спикер Палаты представителей Джон Бейнер утверждает, что народом завладела мысль, что он «
действительно не должен работать». Митт Ромни
упрекает малообеспеченных американцев в нежелании «принять личную ответственность». Даже сейчас, заявляя, что он и в самом деле реально заботится о бедных, конгрессмен Пол Райан
объясняет постоянную бедность отсутствием «привычки продуктивно трудиться».
Давайте, однако, будем справедливы: некоторые консерваторы готовы осуждать и богатых. Беглый обзор многих современных консервативных источников приводит к выводу, что элита Америки также не справляется с работой, она утратила серьёзность и сдержанность более ранней эпохи.
Пегги Нунан пишет о нашей «декадентской элите», отпускающей шуточки о том, как она делает прибыль на простом народе. Чарльз Мюррей, чья книга «Трещим по швам» в основном говорит о предполагаемой утрате ценностей белым рабочим классом, также осуждает «неприличие» очень богатых, их расточительный образ жизни и гигантские дома.
Но действительно ли был взрыв элитной показной роскоши? И, если это так, отражает ли он моральное падение, или изменившиеся обстоятельства?
Только что я перечитал замечательную статью под названием «Как живут самые-самые», первоначально
опубликованную в 1955 году журналом Fortune и переизданную пару лет назад. Это портрет деловой американской элиты два поколения назад, и оказывается, что жизнь элиты предыдущих поколений действительно была гораздо сдержаннее - если хотите, приличнее, чем жизнь сегодняшних Хозяев Вселенной.
«Сегодняшний дом высокопоставленного руководителя, - узнаём мы из статьи, - скорее всего, будет скромным и относительно небольшим - возможно, семь комнат и две или более ванных комнаты». Топ-менеджер владеет двумя автомобилей и «проживает с одним или двумя слугами». Жизнь умерена и в других отношениях: «Внебрачные отношения американской деловой верхушки не настолько важны, чтобы их обсуждали». На самом деле, я уверен, что в ней существовали всякие шуры-муры, но люди не выставляли это напоказ. Элита 1955-го, по крайней мере, симулировала хороший пример ответственного поведения.
Но прежде чем вы начнёте оплакивать падение нравов, кое-что учтите: прославляя благоразумную, сдержанную деловую элиту Америки, Fortune описывал эту трезвость и скромность как нечто новое. Он противопоставляет скромные дома и моторные лодки 1955-го особнякам и яхтам предыдущего поколения. А почему элита отошла от показной роскоши прошлого? Да потому что больше не могла позволить себе так жить. Шикарная яхта, как пишет Fortune, «пошла ко дну в море прогрессивного налогообложения».
Но с тех пор море отступило. Шикарные яхты и огромные дома вернулись. И правда, в таких местах, как
Гринвич, штат Коннектикут, некоторые из «очень больших особняков», которые Fortune описывается как реликты прошлого, сменили ещё большие особняки.
И нет никакой тайны в том, что случилось со сдержанностью элиты в старые добрые времена. Просто следите за деньгами. Крайнее неравенство доходов и
низкие налоги верхушки вернулись. Например, в 1955 году 400 американцев, имевших самые высокие доходы, отдавали больше половины своих доходов в виде федеральных налогов, а сегодня эта цифра - менее одной пятой. И возвращение незначительно облагаемого налогом великого богатства неизбежно влечёт возвращение «Позолоченного века»* показушничества.
Возможно ли, чтобы моральные увещевания, призывы подать лучший пример, побудили богатых остановить безудержное хвастовство? Нет.
Неспроста люди, которые могут позволить себе жить шикарно, как правило, так и живут. Как давным-давно заметил Торстейн Веблен**, в крайне неравном обществе богатые чувствуют обязанность заниматься «расточительным потреблением», тратя напоказ, чтобы продемонстрировать свое богатство. И современная социальная наука подтверждает его взгляды. Например, исследователи из Федеральной Резервной Системы показали, что люди, живущие в районах, где неравенство доходит до крайней степени, более склонны покупать роскошные автомобили, чем тех, кто живёт в более однородном окружении. Совершенно ясно, что высокое неравенство доходов влечёт осознание необходимости тратить деньги так, чтобы
сигнализировать о своём статусе.
Дело в том, что хотя упрекать богатых за их вульгарность не так оскорбительно, как отчитывать бедных на их моральные недостатки, это ещё и попросту бесполезно. Человеческая натура такова, какая она есть, и глупо ожидать смирения от высоко привилегированной элиты. Так что если вы думаете, что наше общество нуждается в большем смирении, вы должны поддерживать политику, которая приведет к сокращению привилегий элиты.
Примечания:
* - Саркастическое название периода с конца Гражданской войны до примерно 1880 (по мнению других историков - до начала паники 1873), для которого были характерны быстрое обогащение некоторых слоев населения, коррупция в сфере политики и бизнеса, лёгкие нравы. Благодатной почвой различных злоупотреблений, с одной стороны, и развития предпринимательства - с другой, послужили введение бумажных денег, расширение расходов правительства, высокие тарифы, новые изобретения (включая бессемеровский процесс), дальнейшее освоение континента. По названию одноименного романа М. Твена и Ч. Уорнера.
** - Торстейн Бунде Веблен ( 30 июля 1857, Като, шт. Висконсин - 3 августа 1929, Менло-Парк, шт. Калифорния), американский экономист, социолог, публицист, футуролог. Основоположник институционального направления в политической экономии. Доктор философии (1884). Преподавал в Корнельском (1890-1892), Чикагском (1892-1906), Стэнфордском (1906-1909) университетах, в университете штата Миссури (1910-1917). Веблен считал, что в рыночной экономике потребители подвергаются всевозможным видам общественного и психологического давления, вынуждающих их принимать неразумные решения. Именно благодаря Веблену в экономическую теорию вошло понятие «демонстративное потребление», получившее название «эффект (парадокс) Веблена».
Оригинал публикации:
The Show-Off Society, перевод lookomore,
via ==============конец перепоста==========================
А это из местной жизни. Брестские социал-демократы проявляют интерес к собственности "Санта Импекс Брест", чьи кальмары и рыба продаются от Бреста и до Москвы:
Персональный пляж Санта Импэкс Брест на реке Мухавец Из
комментариев:
- Эти люди живут настоящей полной жизнью , а не выживают. Всё конечно правильно. Но кто другим мешал пошевелить извилинами , организовать производство , и обеспечить себе хороший доход ? Тут уж или природа закладывает в человека хороший потенциал для развития своих качеств и способностей, а если этого нет , то приходится трудолюбием и упорством всего добиваться. Кто не обладает ни тем , ни другим , - обречены работать на дядю за крохи со стола.. Все мы разные , не всем же быть успешными и счастливыми ). Кто бы не сделал тоже самое , будь на его месте ?
- Что мешает Масловскому, со своими активистами, за гранты обустроить берег реки и, поставить табличку: "Открыто в общедоступное пользование жителями и гостями города Бреста. Реконструировано активистами демократической оппозиции."? Да ничего не мешает. А наше предприятие реконструировало пляж, и мы имеем полное право отдыхать здесь.
- "мы" - это кто? Работники цеха по переработке кальмаров? Ну и часто вы там загораете?
- так начинался майдан
-----------------
Как видим, классовые противоречия имеют место быть как в США, так и в провинциальном Бресте, застрявшем на границе двух миров, как монета в щели, между половицами...