Модернизация деревообработки в Беларуси - финансовая афера?

Aug 25, 2014 10:17


Из сегодняшнего "Ежедневника":Почему белорусская деревообработка превратилась в черную дыру?

Патовая ситуация

Напомним, что масштабная модернизация белорусской деревообработки была начата еще в 2007 году. Все планировалось завершить в 2009 году, а в 2010 белорусские власти должны были уже подсчитывать доходы от реализации на внешние рынки продукции с высокой добавочной стоимостью.

В общей сложности модернизировалось предполагалось девять предприятий: ОАО "Борисовдрев", ОАО "Витебскдрев", ОАО "Могилевдрев", ОАО "ФанДок", РПУП "Мозырский деревообрабатывающий комбинат", ОАО "Речицадрев", ОАО "Гомельдрев", ОАО "Мостовдрев", ОАО "Ивацевичидрев". Ни на одном из этих предприятий модернизация не прошла так как планировалось. В общей сложности стоимость модернизации выросла приблизительно в 3 раза (на ОАО "Речицадрев" и вовсе в 4,5 раза), а сама модернизация не завершена и по сегодняшний день. С итогами модернизации на каждом из предприятий можно ознакомиться, прочитав наш же материал "Девять негритят белорусской деревообработки". Сейчас же мы пытаемся не рассказать о том, что и как воровали, а почему это происходило.

Согласно первоначальным планам, еще в 2010 году Беларусь должна была полностью прекратить экспорт необработанной древесины и поставлять в соседние страны исключительно высокорентабельную продукцию. Однако уже август 2014 года, а мы до сих пор расхлебываем все те проблемы, которые сами же и создали. При этом даже президент потерял терпение, заявив, что с 2016 года просто запретит экспорт необработанной древесины. Речь идет о запрете экспорта не только круглого леса, но и многочисленных скрытых поставок все той же древесины, которая для вида подвергалась минимальной обработке.

Как заявил Александр Лукашенко, с 2016 года на экспорт можно будет отгружать только продукцию с высокой добавочной стоимостью. Этим шагом глава государства намерен наконец заставить белорусские предприятия работать так, как это планировалось после модернизации. Однако, как говорят эксперты, вряд ли Александр Лукашенко осуществит свою угрозу, поскольку многие модернизированные предприятия, которые сегодня едва сводят концы с концами, могут просто разориться, если им перекроют и этот небольшой ручеек поступления валюты. И что тогда? Можно, конечно, выставить модернизированные предприятия на продажу, но их никто не купит за ту цену, сколько на них потрачено, а за меньшую цену президент отдать не позволит.

Ситуация, которая сегодня сложилась в белорусской деревообработке иначе ем патовой не назовешь. Огромные долги, которые были созданы непомерными и необоснованными тратами на модернизацию, как удавка сдавливает белорусские предприятия. При этом даже те, которые сегодня вроде и вышли на проектные мощности, испытывают серьезные проблемы со сбытом. Эксперты уверяют, что самим предприятиям из этой патовой ситуации не выбраться. Тут опять нужна помощь государств по реструктуризации задолженности и по сбыту продукции, другими путями свои же вложения не спасти. Деревообработку превратили в эдакую черную дыру, которая будет засасывать в себя все больше и больше.

Недостающие пазлы

Если использовать лишь ту информацию, которую власти распространяют официально, то складывается неверная картина того, что произошло на предприятиях белоруской деревообработки. Согласно результатам расследования, во всем виноваты руководители предприятий, которые и завалили благие намерения правительства. Следственный комитет либо не хочет, либо ему просто не позволяют заглянуть глубже. Ведь если проблемы произошли на всех девяти предприятиях, если на каждом из них государство потеряло миллиарды, это априори не может быть случайностью. Один снаряд дважды в одну воронку не попадет, а тут девять. При этом, Комитет государственного контроля еще во время проверки установил один весьма существенный факт, который СК пока игнорирует, хотя обязан был дать правовую оценку.

По данным КГК, на момент принятия решение о модернизации белорусской деревообработки ни сами эти предприятия, ни концерн «Беллесбумпром» не имели выверенной позиции по структуре инвестиционных проектов и составу объектов, которые собирались строить и реконструировать. В ряде случаев даже не было определено месторасположение новых производств. О банальном анализе рынков сбыта той продукции, которую собирались производить, и говорить не будем. По мнению экспертов, которые ежедневно работают с инвестиционными проектами, тот факт что при таких изначальных условиях правительство невероятно быстро приняло решение о выделении средств, а потом несколько лет вообще не контролировало, как они используются и как идет модернизация, сам по себе весьма красноречив.

Такое могло произойти только в одном случае -- если весь проект изначально был финансовой аферой. Можно предположить, что некоторые люди, от которых зависло принятие решения по проекту, были элементарно введены в заблуждение. Но вот те, кто инициировал проект, кто лоббировал его в правительстве, прекрасно понимали, что делали. Руководители предприятий в данном случае обычные "стрелочники". Крупная рыба водится повыше. Но вот почему Следственный комитет не закидывает туда удочку? Не хочет или не может?"

++++++++++++++++++++++++++++++++
  Из хорошо забытого старого, 19 апреля 2013 года, Лукашенко обращается к народу и парламенту.
11.32. ругает за лес:
- леса много
- сырой экспортируем
- покупаем готовую продукцию



Картинку вырезал с экрана.

tutbylive @tutbylive

Европейцы покупают наш лес, делают из него мебель, потом нам же ее продают под видом самой лучшей продукции! - возмущается президент #agl19

лес, короли и капуста

Previous post Next post
Up