Александр Коваленко, военно-политический обозреватель | Вторник, 21 апреля 2020, 11:30
Нефтяное цунами на рынке нефти создает совершенно неожиданную, разрушительную реальность для стран, зависящих от экспорта нефти.
Вчера, котировки фьючерсов на нефть WTI в Нью-Йорке обвалились на 300%. Начав свой день на позиции $17,7 за баррель, к завершению торгов она рухнула до минус $37,4 за баррель по майским контрактам.
При этом нефть сорта Brent держала планку в пределах $25 за баррель, а вот российский сорт Urals обвалился для Северо-Западной Европы до минус $1,6 за баррель, а для Средиземноморья до минус $2 за баррель.
Сегодня с утра Brent опустился ниже $23,5 за баррель и продолжил падение, а WTI конвульсирует в пределах минус $20 за баррель.
По сути, нефть из-за отсутствия места для её хранения, в частности, переполненных хранилищ в США, продемонстрировала новую реальность рынка - отрицательные показатели. При этом российские пропагандисты всячески пытаются это выставить как глобальной победой Кремля в нефтяной войне. Но так ли это?
Забавно, но в то время как российские СМИ, а так же псевдо-эксперты все в один голос твердят абсолютно абсурдный нарратив о том, что это Россия поставила на колени сланцевиков США, бывший премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, бьет тревогу и призывает тщательно расследовать ситуацию. То есть, что-то для России и вправду пошло не так?
Нынешнее нефтяное цунами, безусловно, явление временное, но оно заставило задуматься над рядом вопросов. Например, над тем, что на самом-то деле США всего-то пару лет назад начали экспортировать нефть в мир, до того, десятилетиями, будучи чистым импортером “чёрного золота”. И на сегодняшний день формирование, как бюджета, так и ВВП страны в целом, зависит от экспорта нефти менее чем на 1%. Повторюсь - менее чем на один процент.
По сути, даже если бы не было бы экспорта нефти США, то ни ВВП, ни бюджет страны, от этого серьезно бы не пострадал. По правде, он отсутствия этой позиции в доходной части даже бы не ощутил!
В свою очередь, в России от экспорта нефти и всех взаимосвязанных с ней отраслей, в том числе и экспорта газа, цена которого формируется с учетом нефтяной составляющей, имеет зависимость бюджета и ВВП в объемах 30%!
Далее, касательно сланцевиков США. Дело в том, что благодаря применению новейших технологий, американские буровые можно законсервировать в любой момент, продержать в анабиозе годы, а потом запустить, при наступлении лучшего ценообразования на рынке.
Например, максимальное количество единовременно действующих буровых в США было зафиксировано 10 октября 2014 года - 1 609. Наименьшее 5 июня 2009 - 179 буровых. Наибольшее количество буровых в 2019 году - 887 было зафиксировано в январе. То есть, США без труда может, как уменьшить количество работающих буровых на сотни, так и резко их нарастить.
Кстати, по состоянию на 17 апреля 2020 в США работало 438 буровых. А в России?
А вот с Россией не все так просто. Она вынуждена поддерживать в постоянной работе свои буровые, ибо разработанные ещё в эпоху СССР месторождения, практически истощенные и исчерпавшие свои ресурсы, при остановке, повторному запуску уже не будут подлежать.
Именно поэтому в начале этого года “Роснефть” отказывалась сокращать добычу на 300 тыс баррелей в сутки, опасаясь, что остановленные буровые попросту придут в негодность за период простоя. Но осознавая какую игру они начали, были готовы даже на сокращение до 2,7 млн баррелей в сутки, лишь бы стабилизировать рынок. Однако рынок погрузился в новую реальность. Реальность, в которой выживаемость российской бензоколонки сведена к минимума.
Вот и вопрос, кто же кого поставил на колени?
https://uc.od.ua/columns/1533/1226092