(фото увеличивается по клику)
О Венском музее истории искусств я уже написала 4 поста, но все они о богатейшей коллекции живописи. А ведь там ещё есть коллекция Древнего Египта и Ближнего Востока, коллекция античного искусства и Кунсткамера.
Сначала я собиралась рассказать обо всём об этом в одном посте, но в конце концов решила, что так не пойдёт, в этих залах есть такие экспонаты, которые достойны отдельного рассказа.
Главный экспонат коллекции Кунсткамеры: "Солонка" - Saliera (1540-1543 гг.) - частично покрытая эмалью золотая настольная статуэтка, выполненная в 1543 году флорентийским золотых дел мастером Бенвенуто Челлини для французского короля Франциска I и представляющая собой вершину декоративно-прикладного искусства эпохи маньеризма.
Челлини задумал выполнить солонку как аллегорию союза земли (фигура Цереры) и моря (фигура Нептуна), благодаря которому и рождается соль.
Нептун изображён несомым морскими конями, рядом с его фигурой помещён корабль, который предназначен для соли. Церера восседает на слоне, рядом с её фигурой помещена триумфальная арка, которая открывается и предназначена для перца. У ног Цереры изображена саламандра, которая является гербовым животным Франциска I и представляет собой аллюзию на заказчика солонки. Пьедестал солонки, выполненный из эбенового дерева, украшают четыре путти, символизирующие ветра и стороны света. Он помещён на деревянные ролики, на которых солонку можно перемещать не поднимая.
Сальера бесценна уже потому, что это единственная ювелирная работа Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений. Король Карл IX преподнёс её Фердинанду Тирольскому, который в 1570 году представлял короля на его помолвке с эрцгерцогиней Елизаветой. После этого до XIX века «Сальера» оставалась жемчужиной инсбрукского замка Амбрасс. Только с учреждением венского Музея истории искусств солонка была перемещена в столицу Австрии.
И вот в мае 2003 года её похищают! А дело было так...
Роберт Мэнг, 50-летний специалист по системам охранной сигнализации рано утром 11 мая 2003 года поднялся на леса, которые были построены вокруг музея поскольку там в то время проводился ремонт, и влез в окно второго этажа. Полицейские сказали, что он впервые увидел скульптуру во время экскурсии по музею, но их рассказы о том, как он решил украсть ее, отличаются. В одном рассказе он заметил леса вокруг музея и, выпив слишком много, решил взобраться и украсть Челлини. Но другие говорят, что работа была хорошо спланирована и не могла быть осуществлена под влиянием момента.
"Сальера" Челлини - шедевр шедевров ювелирного искусства: ценители искусства считают "Сальеру" аналогом "Мона Лизы" в скульптуре. О том, во сколько оценивается "Сальера", похититель узнал утром из новостей, и началась эпопея с получением выкупа и возвращением "Сальеры", что длилось без малого три года, до 21 января 2006 года.
Вскоре после кражи похититель предлагает вернуть свой "трофей" за изрядное вознаграждение. Однако по горячим следам договориться не удалось, и связь с ним была утеряна. В октябре 2005 года он вновь отправляет полиции письмо с требованием выкупа в 10 млн евро. Стороны договорились о передаче, но наш "герой" опять затаился, наверное, испугался. А вскоре он прокололся и ещё как! По номеру его мобильного телефона специалисты вычислили место продажи аппарата, а камера видеонаблюдения магазина, как оказалось, зафиксировала его фото, которое на следующий день было опубликовано во всех крупнейших газетах страны и показано по ТВ. Так что похитителю ничего не оставалось делать, как самому сдаться полиции и показать место в лесу, где он закопал "Сальери".
Источник сведений
отсюда: Сегодня "Сальера" экспонируется в специальной комнате.
Оригинал взят у
natali_ya в
Венский музей истории искусств - 5