А давайте сегодня вспомним одну прекрасную историю о том, как один раз французскому королю Франциску I изменил ни много ни мало - его коннетабль, перешедший на сторону врагов. Это что бы вы понимали степень измены, как если бы сейчас Шойгу с доброй частью российских вооруженных сил перешел на сторону американцев. Неудивительно, что коннетабля часто называют предателем, изменившим Франции, перешедшим на сторону врагов и так далее.
Коннетабль Бурбон
Но во всех этих обвинениях не учитывается контекст. Надо понимать, что вся эта верность государству, родине и нации - придумана относительно недавно. А в те времена все было по-другому.
Во-первых, люди такого ранга как коннетабль Бурбон владели землями, за которые нередко были обязаны присягой разным правителям.
А во-вторых, имели право выбирать, кому служить, если подходить к вопросу упрощенно. Конечно, королям это не очень-то нравилось и с этим боролись. Но еще очень долго такие переходы на службу к врагам будут вполне себе в порядке вещей.
Так почему такой громкой стала измена Карла Бурбона? Потому что он был коннетаблем? И из-за чего он вообще перешел на сторону испанцев и Священной Римской империи? Чего не служилось то ему?
Да вот не служилось. И виноват в этом в общем-то был совсем не коннетабль. А король Франциск I и его мамочка Луиза Савойская. Они очень постарались, чтобы коннетабль перешел к врагам.
Франциск I
Для начала надо понять, что Франциск I был, скажем так, отпрыском побочной ветви правящей династии. И на трон попал из-за того, что к тому моменту салический закон, по которому наследование французской короны передавалось только по мужской линии уже устоялся. По факту он был сыном и внуком всего лишь графа. Но так получилось, что сначала в прямой ветви наследования династии Валуа не оказалось детей, а потом и у короля из Орлеанской ветви Валуа Людовика ХII родились только дочки. Тогда пришлось извлечь двоюродного племянника, женить его на дочери короля и сделать новым королем. Так появился Франциск I.
А Карл Бурбон вообще-то был первым из принцев крови. И хотя сам он был из побочных Бурбонов - графов Монпансье, его жена Сюзанна была дочерью герцога Бурбона и Анны Божё. А Анна Божё - старшая дочь Людовика XI. То есть Карл Бурбон был женат на последней из внучек короля из прямой линии династии Валуа. И когда Карл Бурбон, что прав на французский трон у него не меньше, чем у Франциска - он в общем-то был прав. Если бы не салический закон.
Но сначала все было нормально. Франциск стал королем. Карл Бурбон - первым принцем крови. Талантливый полководец, он во многом стал творцом победы при Мариньяно и взятия Милана, в котором стал наместником. Но постепенно Франциск стал тяготиться своим коннетаблем, да и нашлись те, кто напели королю в уши, что у Бурбона слишком много власти. И Франциск стал у Бурбона отбирать то одно, то другое, то третье…
Коннетабль долго терпел, пока Франциск не оборзел в конец. Поводом стал уход из жизни жены Карла Бурбона Сюзанны. Ведь именно она принесла своему мужу титул герцога и кучу владений. Детей у них не было. Точнее все покинули этот мир в младенчестве. А так получилось, что мать Франциска I Луиза Савойская была ее двоюродной сестрой. И после того, как Сюзанны не стало, Луиза заявила, что у нее прав на земли Бурбонов больше, чем у коннетабля.
Родословная Бурбонов, поясняющая, откуда у Луизы Савойской появились претензии на владения коннетабля
Дело было передано в суд, несмотря на то, что Сюзанна оставила завещание, в котором все земли отходили ее мужу. Точно такое же завещание написала и Анна де Божё, теща коннетабля и, напомню, старшая дочь Людовика XI. Король формально устранился от решения вопроса, отдав его на суд Парламента. Но суд, разумеется, принял справедливое и непредвзятое решение … в пользу Луизы Савойской.
Луиза Савойская
Тут надо сказать, что дело могло бы до суда и не дойти. Потому что началось то все с того, что маменька Франциска I Луиза Савойская была вдовой с 18 лет. И очень хотела замуж. За коннетабля. И сама предложила ему - мол, ты теперь свободен, давай поженимся, дорогой. А тот, гад такой, жениться на королеве-матери отказался. Ну, Луиза и закусила удила. И ведь умная и образованная была женщина. Говорят, в шахматы очень хорошо играла. А вот поди ты …
Коннетабля, кстати, можно понять. Луиза Савойская, какая она ни будь умная и красивая, потомков бы ему, скорее всего, не оставила. Ей на тот момент было уже 45 лет. Для XVI века - очень даже много. А коннетабль был здоровый и бравый мужик 31-го года. На фига ему сдалась старуха, даже пусть такая знатная. Тем более, что он в общем-то познатнее нее в какой-то мере был.
Еще одно изображение Карла Бурбона
В общем, со свадьбой не получилось. Зато с судом вышло хорошо. Причем у коннетабля владения отобрали буквально по беспределу. Не только то, до чего можно было формально домотаться и оспорить, а еще и то, что было его бесспорным по праву, оставив ему по сути только то, что принадлежало ему как графу Монпансье. Суд оказался настолько беспредельным, что знать, в общем-то возмущалась.
Ничего удивительного нет, что Карл Бурбон начал мутить заговор. Когда тебе так нагло обирают, а ты - бравый солдат, не терпила и за тобой не только ты и твоя честь, но еще и честь твоего рода и фамилии, конечно, начнешь готовиться к бунту.
Дальше был приказ арестовать Бурбона, его побег и переход на сторону императора Священной империи.
Прямым следствием этой истории стали события в охотничьем парке возле Павии, где навсегда осталась слава тяжелой французской рыцарской конницы вместе с этой самой конницей и взошла звезда испанских терций. А Карл Бурбон, может быть, еще и попил бы крови так нагло поступившему с ним королю, но в 1527 году сложил свою голову при штурме Рима, где возглавлял ландскнехтов, решивших, что раз им не платят, они заработают сами. Но это уже совсем другая история.