Законодатели мод, жанров и стилей есть во всем. Ну или почти во всем. Гансу Гольбейну, например, улыбнулось нарисовать, скажем так, идеальный портрет английского короля Генриха VIII. Вот этот самый - на котором на самом деле изображено четыре человека.
Считается, что все остальные, в том числе и самый известный из портретов Генриха работы Гольбейна - всего лишь реплики сделанной вначале на стене Уайтхолла в 1537 году фрески. За Генрихом VIII - его отец Генрих VII. С другой стороны - жена Генриха VIII Джейн Сеймур, а за ней - мать короля Елизавета Йоркская.
Все портреты Генриха в дальнейшем так или иначе повторяют эту работу. Более того, в наше время иллюстраторы обычно используют этот же образ, чтобы нарисовать ренессансных королей. Вот вам для примера - иллюстрация Саввы Бродского к «Гамлету». Ничего не напоминает?!
Еще можно иллюстрации Ники Гольц посмотреть. Она тоже любит повторять именно этот образ, когда надо какого-нибудь короля нарисовать.
А это просто марки на конверте. Добрый король Генри и шесть его жен.
Саму фреску Гольбейна увидеть теперь нельзя. Она погибла в 1698 году во время пожара в Уайтхолле. Сохранилась только часть наброска и заказанная в 1667 году королем Карлом II копия. Так что сегодня мы видим, по сути, не непосредственно работу Гольбейна, а ее копию, сделанную голландцем Ремигиусом ван Лемпутом.
Кстати, Гольбейн интересен тем, что не только оставил «канон» как рисовать Генриха VIII и вообще больших и пузатых королей. Совершенно прекрасна история его портрета Анны Клевской.
Портрет Анны Клевской
Когда Джейн Сеймур, родив таки королю Генри законного сына, отправилась на небеса, безутешный супруг, конечно, исключительно в государственных целях, решил жениться опять. Искали кандидаток на роль четвертой супруги. Королю на выбор представили несколько портретов, в том числе написанные Гольбейном. И добрый король Генри влюбился в портрет Анны Клевской. Тем более, что верный канцлер Томас Кромвель настойчиво советовал остановить свой выбор на протестантской принцессе и именно Анна была, по его мнению, лучшим выбором.
Томаса Кромвеля тоже нарисовал Гольбейн
Уж не знаю, насколько сильно польстил Анне Клевской художник. Или что там себе надумал Генрих. Но в итоге с новой женой у него не сложились отношения совсем, с самой первой встречи. Полная антипатия со стороны «драгоценного супруга». Хорошо, что Анна была женщиной умной и быстро согласилась на развод и то, что она не королева, а «сестра короля». А вот Томасу Кромвелю повезло гораздо меньше. Его, можно сказать, из-за слишком хорошего портрета отправили на плаху. Ишь, жен тут не таких, как на портретах привозит…
Так что слишком хорошие портреты могут оказаться опасными. Вот такие живописные передряги.