С этой картины все теперь рисуют Генриха VIII и не только

Mar 01, 2020 20:00




Законодатели мод, жанров и стилей есть во всем. Ну или почти во всем. Гансу Гольбейну, например, улыбнулось нарисовать, скажем так, идеальный портрет английского короля Генриха VIII. Вот этот самый - на котором на самом деле изображено четыре человека.

Считается, что все остальные, в том числе и самый известный из портретов Генриха работы Гольбейна - всего лишь реплики сделанной вначале на стене Уайтхолла в 1537 году фрески. За Генрихом VIII - его отец Генрих VII. С другой стороны - жена Генриха VIII Джейн Сеймур, а за ней - мать короля Елизавета Йоркская.

Все портреты Генриха в дальнейшем так или иначе повторяют эту работу. Более того, в наше время иллюстраторы обычно используют этот же образ, чтобы нарисовать ренессансных королей. Вот вам для примера - иллюстрация Саввы Бродского к «Гамлету». Ничего не напоминает?!



Еще можно иллюстрации Ники Гольц посмотреть. Она тоже любит повторять именно этот образ, когда надо какого-нибудь короля нарисовать.

А это просто марки на конверте. Добрый король Генри и шесть его жен.



Саму фреску Гольбейна увидеть теперь нельзя. Она погибла в 1698 году во время пожара в Уайтхолле. Сохранилась только часть наброска и заказанная в 1667 году королем Карлом II копия. Так что сегодня мы видим, по сути, не непосредственно работу Гольбейна, а ее копию, сделанную голландцем Ремигиусом ван Лемпутом.

Кстати, Гольбейн интересен тем, что не только оставил «канон» как рисовать Генриха VIII и вообще больших и пузатых королей. Совершенно прекрасна история его портрета Анны Клевской.



Портрет Анны Клевской
Когда Джейн Сеймур, родив таки королю Генри законного сына, отправилась на небеса, безутешный супруг, конечно, исключительно в государственных целях, решил жениться опять. Искали кандидаток на роль четвертой супруги. Королю на выбор представили несколько портретов, в том числе написанные Гольбейном. И добрый король Генри влюбился в портрет Анны Клевской. Тем более, что верный канцлер Томас Кромвель настойчиво советовал остановить свой выбор на протестантской принцессе и именно Анна была, по его мнению, лучшим выбором.



Томаса Кромвеля тоже нарисовал Гольбейн
Уж не знаю, насколько сильно польстил Анне Клевской художник. Или что там себе надумал Генрих. Но в итоге с новой женой у него не сложились отношения совсем, с самой первой встречи. Полная антипатия со стороны «драгоценного супруга». Хорошо, что Анна была женщиной умной и быстро согласилась на развод и то, что она не королева, а «сестра короля». А вот Томасу Кромвелю повезло гораздо меньше. Его, можно сказать, из-за слишком хорошего портрета отправили на плаху. Ишь, жен тут не таких, как на портретах привозит…

Так что слишком хорошие портреты могут оказаться опасными. Вот такие живописные передряги.

история, искусство, XVI век, Англия

Previous post Next post
Up