Безбашенный Новый год одного плешивого мечтателя, перевернувшего мир

Dec 31, 2019 14:03



Жизнь Ленина как нельзя лучше подходит к недавно бывшему популярным в Интернете жанру «Один мой день». Вся его жизнь была переполнена такими днями, в которые случалось столько событий, сколько с другими не случается за всю их жизнь. Но даже в такой наполненной событиями жизни были совершенно уникальные новогодние дни в декабре 1917 - начале января 1918 года. Сейчас я вам расскажу о трагикомичном и полном приключений новогоднем празднике.

Все началось утром 31 декабря 1917 года. Тогда еще не было принято так широко праздновать Новый год, как это мы делаем сейчас. Но его отмечали, хотя главным праздником было все-таки Рождество.

Так вот, утром 31 декабря Ленину было совсем не до праздников. Потому что утром он узнал, что румыны, которые, будучи честными, благородными и верными союзниками, решили, что раз в России бардак и революции, то они заберут себе Бессарабию, между делом разоружили одну из дивизий русской армии. У солдат отобрали все имущество, а заодно отобрали тех, кто называл себя большевиками, после чего не церемонясь и не утруждая себя всякими судами и выяснениями обстоятельств, просто взяли и расстреляли их.

Узнав об этом, Ленин делает то, чего вообще в дипломатии к тому моменту было не принято, не в Средневековье все-таки уже жили. Он отдает приказ арестовать румынского посла Диаманди и весь состав румынского посольства. Что и было быстро проделано - румынский посол неожиданно для себя отправился в Петропавловскую крепость.

Через несколько часов председатель Совнаркома, который до этого момента иностранные послы просто игнорировали как совершенно непонятную и несуществующую в государственном механизме России структуру, получает протест от иностранных посольств.

Ленин радостно отмечает, что Совнарком наконец-то заметили и предлагает иностранным послам прибыть к нему на прием. Завтра. А то сегодня много дел. А что там с румынским послом? Да пусть себе сидит в крепости. Заодно подумает о поведении своего правительства.

Тем временем наступает зимний питерский вечер, а они, как известно, в декабре наступают рано. И Ленин отправляется на встречу с массами. Совершенно неожиданно для «масс» он появляется в зале Михайловского артиллерийского училища на Выборгской стороне, где молодежь проводит «общерайонную встречу Нового года». Остолбеневшие от такого неожиданного визита молодые люди быстро приходят в себя и поют «Интернационал». Теперь уже остолбенел от такого приема Ленин. Но он быстро нашелся и толкнул речь о том, что ждет молодых людей в Новом году. Когда под бой курантов мы слушали и слушаем речь наших генсеков и президентов, то надо понимать, что традиция ее возникла именно тогда, начиная с экспромта Ленина в Михайловском училище.

После новогоднего вечера Ленин отправляется в МИД. Ему же завтра встречаться с послами и надо подготовиться. Новогодняя ночь проходит в подготовке к «дружескому» общению.

На следующий день в Смольном собираются иностранные послы. Ленин принимает их в своем кабинете и выражает восхищение тем, что они так дружно прибыли к нему, как только речь зашла о дипломатическом иммунитете одного из коллег. Но при этом раньше почему-то на Совнарком не обращали внимания. Послы глотают пилюлю от Ильича. И вручают ему ноту с протестом. Разговор идет на повышенных тонах, причем больше всех возмущается посол Сербии Спалайкович (тот самый, который старательно затащил Россию в Первую Мировую войну и тот самый, который во Вторую Мировую станет коллаборационистом), недовольный тем, что большевики предали «братьев-славян».

«Дружеская» встреча заканчивается ничем. Румынского посла не освобождают, гостям обещают обсудить ситуацию на Совнаркоме. В общем-то, дипломатам дают наглядно понять, что Советская Россия - это вам не что-то непонятное, а вполне себе серьезное и вытирать об нее ноги, как это сделали румыны - не получится.

А Ленин отправляется выступать на митинге в Михайловском манеже. Его там ждут бойцы, которым предстоит отправляться на фронт. Да, война с немцами все еще идет. То, что большевики выпустили «Декрет о мире» не значит, что война разом закончилась. До Брестского мира в тот момент еще ох как далеко.

Вместе с ним, как потом оказалось к большому везению Ленина, едет Фриц Платтен. На митинге Ленин, как это уже стало традицией, с броневика толкает речь о том, что социализм близок, надо только поднажать.

Дальше Ленин садится с Платтеном в автомобиль и едет в Смольный заниматься делами дальше. Но на мосту через Фонтанку машина попадает под обстрел. Это - первое из покушений на Ленина. Оно же могло бы стать и последним, потому что организовано было все достаточно четко. Но один из исполнителей Герман Ушаков проникся речью Ленина и гранаты, которые он должен был бросить, бросать не стал. Кстати, Ушакова потом по личной просьбе Ленина помилуют и он станет его первым биографом. Вот ведь как бывает.

Во время обстрела ранен Платтен, успевший наклонить голову Ленина и сам попавший под пули. Ленин отправляет его в госпиталь, а сам идет на заседание Совнаркома в 8 вечера. Там обсуждается вопрос румынского посла, аннулирование государственных займов, создание трибуналов.

Потом встреча с представителем французской военной миссии. Потому что, если вы думаете, что Ленин всеми силами рвался только к Брестскому миру - это сильно не так. Он обсуждал разные варианты, в том числе и продолжение войны. Но с Антантой договориться на интересных условиях не получилось.

Все это продолжается примерно часов до трех ночи. И вот тут, глубоко в ночи, Ленин отдает приказ отпустить румынского посла с условием, что он под расписку пообещает принять

«все меры для освобождения окруженных и арестованных русских войск».

Вот такой бурный день.

Один из многих.
А на дворе был как раз Новый год.

Ранее пост публиковался в моем Дзене

история, Россия, революция

Previous post Next post
Up