Сюда чаще всего возят русские экскурсии в Турции. Церковь Николая Чудотворца в Демре

Dec 17, 2019 19:04




Сегодня будет с одной стороны банальность, с другой - интересность. Банальность - потому что поездка в Демре, в церковь, где, возможно, служил Николай Чудотворец - это одна из самых популярных экскурсий у «руссотуристо», уставшего от турецкого оллинклюзива. То есть, бывали если и не все, то многие. Почему интересность? Я постараюсь рассказать не просто словами экскурсии, а покопаться, что там и как с этой церковью, откопанной самым натуральным образом из-под земли. Что в ней вообще есть кроме сломанного саркофага, в котором по легенде лежали мощи Николая Чудотворца?





Первое, что надо знать про церковь Николая Чудотворца в Демре - съездить сюда на самом деле стоит. Место интересное, знаковое и примечательное. Потому что тут на самом деле находилось место, где упокоился святой Николай. Но фишка то в том, что еще до того, как тут появился христианский храм, на этом месте уже молились. Прямо на месте церкви стоял храм Артемиды. Потом перестроили, переделали, в общем, как обычно. Когда будете ходить и осматривать церковь (если повезет посмотреть, а не пробежаться за гидом от экскурсионной фирмы, у которого на посещение этого места отведено 15 минут, в перерыве между прогоном туристов по магазинам), обратите внимание на стены.



Дело в том, что на стенах часто попадаются блоки с греческими и римскими надписями. Дело житейское: чтобы построить христианский храм, разобрали парочку языческих. Чего они мешаются. А надписи на камнях остались. Никакой заботы о культурном наследии у наших предков не было. Все надписи, может быть, важные и эпичные разобрали, чтобы базилику построить.



Про что рассказывают в основном гиды, которые привозят сюда туристов? Разговор у них простой и короткий - купите иконку в правильном магазине, а еще в церкви мы вам покажем все картежные масти.

«Вы не поверите, но все изображения картежных мастей использовались в церковной христианской символике».

Надо же, какое открытие. Только наоборот, когда игральные карты придумали, христианскую символику для обозначения мастей использовали.



Что тут непонятного и странного может быть? Все же понятно и довольно просто. Червы символизируют сердце Христа, бубны - раны от гвоздей, пики - копье, которым сотник Лонгин пронзил Спасителя, трефы - крест Господень. Так что все это - истинные христианские символы.

Это по поводу символики. Кстати, по поводу символики в этой церкви вообще много всего интересного, на что, на первый взгляд не обращаешь внимания. Вот, например, мозаики на полу. Если вам скажут, что «это мозаики уцелели еще от того самого древнего храма Артемиды», не верьте, гид шутит. Впрочем, сейчас они честно признаются, что, конечно, все эти мозаики сделали в византийские времена, в VI-VII и в XI веке, когда храм перестраивали и ремонтировали. Так вот, старая византийская мозаика, которая вроде представляет собой геометрический узор, на самом деле, скорее всего, сделана не просто так.



Это символ «Апостолов от семидесяти». В «Евангелии от Луки» сообщается, что Христос в дополнение к 12 апостолам избрал еще 70 учеников:
«После чего избрал Господь и других семьдесят учеников»
Вот все эти вставки в круге, как раз и могут символизировать именно их.



И это не говоря об уцелевших фресках. Они уцелели не все. И состояние у них очень разное. Но то, что осталось очень и очень впечатляет. Хотя, конечно, для того, чтобы понять сюжет, глубину и смысл, надо, все-таки разбираться в теме. Увы, на фрески гиды почти совсем внимания не обращают, сами разберетесь и посмотрите, если найдете. А они ведь на самом деле очень интересные.



Интересный вопрос, служил ли Святитель Николай в этой церкви? Нет, епископа Мир Ликийских (да, да, Николай Мирликийский - именно от названия города) на этом месте похоронили, а служил он в другом месте. Долгое время, кстати. Точно неизвестно, но называется период с примерно 300 по 345 годы, когда он был епископом в этом городе (бурное время, кстати, было - и гонения на христиан, и признание христианства государственной религией, и Никейский собор, на котором Николай так разошелся в спорах о Символе Веры, что подрался с Арием).



Согласно источникам Святителя Николая похоронили в ликийском саркофаге, находящемся на месте разрушенного храма Артемиды. Кстати, житие Николая Чудотворца рассказывает о том, что он разорил храм Артемиды. Может быть, какой-то и разорил. Но точно не этот. Археологические исследования говорят о том, что храм Артемиды разрушило землетрясение во II веке, то есть лет за 100 до Николая. Недаром потом колонны из храма, алтарную часть и каменные блоки с греческими надписями использовали при строительстве церкви.



Ту церковь, а точнее базилику, в которую мы приезжаем сейчас, начали строить при Юстиниане, который распорядился восстановить сооружение на месте, где был погребен Святитель Николай. Что было до этого - часовня, гробница или что-то еще - неизвестно. В дальнейшем ее достраивали, ремонтировали после очередной войны или землетрясения. Окончательный вид базилики сформировался во времена императора Константина Мономаха, около 1042 года. Константин Мономах - это тот самый византийский император, дочь которого, который по нашим летописям считается матерью Владимира Всеволодовича Мономаха. Правда, по византийским хроникам у Константина Мономаха не было ни сыновей, ни дочерей. Но кого волнуют такие тонкости.



Вот только простояла она в таком виде не очень долго. Потому что в XII веке, на Миру сошел селевой поток и церковь оказалась засыпана. Именно по этой причине, перед тем, как зайти в нее, приходится спускаться. Потому что вторая история этого места началась во второй половине XIX века, когда им занялась Российская империя, после того, как путешественник Андрей Муравьев описал плачевное состояние святыни. А чему было удивляться, если Миры Ликийские после природной стихии XII века больше толком не восстанавливались до нашего времени.



Что еще интересного кроме фресок есть внутри церкви? Конечно же, саркофаг, в котором, как считается, был похоронен Николай Чудотворец. Саркофаг находится за стеклом, потому что около него большинство посетителей считает своим долгом помолиться и прикоснуться к святыне. Мощей святого Николая, разумеется, тут нет.

В 1087 году их по официальной версии перенесли в Бари. По неофициальной - то же перенесли. Но отдали их местные греки не по доброй воле. Охотники за ценными артефактами и мощами просто напросто выкрали мощи святого и отвезли их в Бари. Часть мощей попала в Венецию, часть отбили местные монахи. Интересно, что в конце XX века исследователи доказали, что частично мощи в Бари, Венеции и Анталии на самом деле принадлежали одному человеку.



Видите, сколько всего интересного, в одной старой, но весьма значимой для христианства церкви. И это я еще далеко не все рассказал. А с виду старая, в плохом состоянии базилика. Впрочем, по поводу плохого состояния надо отметить, что в деле реставрации есть два направления. Одно - восстанавливать все до «первоначального состояния» по фотографиям, описаниям и записям. Другое - сохранять в том виде, в котором, например, фрески находятся сейчас. Вот в базилике святого Николая сохраняют имеющиеся фрески.

Поэтому возмущаться, что турки просто гребут деньги со святыни не совсем правильно. Тут регулярно проводятся православные службы. Ведутся работы по сохранению. То же стекло, которым закрыт саркофаг святого Николая появилось относительно недавно. Хотя, конечно, деньги с туристов тут тоже добывают не хуже, чем в золотых шахтах. Иконные лавки со всякими освященными предметами доят туристов с помощью гидов-экскурсоводов радостно и весело. Но посетить церковь стоит. Интересное место. На самом деле.

интересное, путешествия, история, Турция

Previous post Next post
Up