Недавно мне на глаза попалась чудесная история о благодетеле нашем, императоре Николае Павловиче. О том, как он один раз прокатился «зайцем» на петербургском омнибусе.
Звучит она примерно так:
«В сороковые годы в Петербурге благодаря коммерческой жилке барона фон Шлиппенбаха, начальника школы гвардейских подпрапорщиков, появились первые городские омнибусы. Все очень удивлялись тому, что у нас, прямо как в этих загнивающих Франциях, появился общественный транспорт и старались прокатиться «с ветерком» по Невскому проспекту. И всем нравилось, потому что стоил омнибус «всего гривенник» и было в них очень даже удобно.
Слухи об удобных омнибусах дошли до императора Николая Павловича и он тоже решил прокатиться на новом транспорте. Прогуливаясь по городу и увидев омнибус, он дал кучеру знак остановиться и сел в карету. Так как император был рослым, он перекрыл ногами весь проход, за что извинился перед остальными пассажирами. Мол, простите за неудобство.
Прокатившись немного, Николай Павлович собрался выйти из омнибуса и продолжить прогулку. Но не тут то было. Кондуктор потребовал от него деньги за проезд:
- Пожалуйте оплатить проезд!
Денег у царя с собой, конечно не было. А пассажиры настолько оробели, что никто гривенником поделиться не пожелал. Тогда царь сказал кондуктору, что пусть не переживает, оплата будет. И на следующий день в контору омнибусов принесли и гривенник за проезд и двадцать пять рублей чаевых бойкому кондуктору….»
И стало мне так сладко, что я аж расплакался в верноподданнических чувствах.
А теперь минутка скучной реальности времен николаевского Петербурга.
Для начала стоит заметить, что омнибусы в Петербурге были известны с 1832 года. А с 1820 года в Москву постоянно уезжали дилижансы, что почти то же самое, только покомфотнее, потому что междугородний транспорт. В 1832 году в Петербурге запустили пригородный омнибус:
«…Считаем долгом уведомить наших читателей, что с нынешнего лета учреждены будут в Санкт-Петербурге общественные кареты, известные в Париже под названием "омнибус" для доставления небогатой, то есть многочисленной части нашей публики, средства за небольшую плату посещать загородные места и для освобождения оной от монополии летних извозчиков, которые тогда именно набавляют цену за проезд, когда большей части публики настает в том надобность.
Вот известие, доставленное нам о сем предприятии, коему желаем всевозможнейшего успеха; для доставления удобного и дешевого сообщения между здешнею столицею и окрестностями оной учреждаются дилижансы под названием "омнибусы". Таковые дилижансы имеют ходить в нынешнем году беспрерывно в продолжении всего летнего времени и отправляться от Казанского собора. Из них №1 будет ходить к Крестовскому острову через Каменноостровский мост, №2 - к Старой Деревне. Дилижансы будут отходить в установленные часы безостановочно, таким образом, что одинаковые нумера, отходя в одно и то же время с противоположных сторон, встретятся на середине дороги.
Дилижансы имеют вид кареты с империалом, на оном помещается от 20 до 30 человек. Внутри кареты проезд 80 копеек, на империале - 40 копеек. За четверть часа до отхода кондуктор дает сигнал трубою о готовности к отправлению. Потом такие сигналы он дает чаще, дабы желающие занять порожнее место, могли явиться…»
Чисто городской омнибус на самом деле появился в Петербурге в 1847 году. Только первопроходцем городского омнибуса стал не барон Константин фон Шлиппенбах, а полковник Кузьмин. Именно он 14 сентября 1847 года запустил в городе «Кареты Бассейной и Садовой». И так как дело оказалось прибыльное, то вскоре появилось еще несколько маршрутов. В 1851 году имелось уже семь маршрутов, которые тогда различались по цветам. В частности барону фон Шлиппенбаху принадлежали малиновые омнибусы, возившие пассажиров по маршруту от 2-й Рождественской до Большого проспекта Петроградской стороны.
Но самое главное даже не то, что для Николая Павловича в 1847 году омнибус не представлял вообще никакой диковинки, сколько описание его поведения в этой истории. Вообще-то при виде императора всем полагалось встать. В том числе и в омнибусе, раз уж он туда зашел. В этом свете извинения с мешающими ногами императора выглядят забавно. Скорее я поверю в то, что весь омнибус полным составом отправился на гауптвахту на Сенной за непочтительное отношение. Разве что Николай Павлович решил подурачиться и поиграть в «инкогнито». Рассказывают, что он любил изображать из себя Гаруна ар-Рашида, радуясь, что как будто «подданные его не узнают» (как можно не узнать человека такого роста, да еще глядящего на тебя с портретов во всех учреждениях?!?!?!?)
В общем-то, истории, конечно, имеет право на то, чтобы быть рассказанной, но вот как-то не верится. Может, кто-то из моих читателей видел ее первоисточник в каком-нибудь из «Русских архивов»?! Хотелось бы понять, кто запустил этот анекдот из времен николаевского царствования.