Как бедному офицеру удалось срубить десятилетнее жалование за одну поездку от Москвы до Кракова

Jan 14, 2024 14:14


У Пети Дубовицкого, бедного дворянина из дальнего угла Рязанской губернии, всех капиталов было ноль целых, ноль десятых. Как говорили в предреволюционные годы: одни долги да вольная душа. Вот и все капиталы.





Папенька владел деревенькой на 60 душ. Вроде по местным, скромным дворянским меркам и неплохо, но маменька второй раз вышла замуж, а с отчимом Петя «не сошелся характером». Поэтому молодой дворянин сбежал из дома в Москву и пару лет пьянствовал по трактирам вместе с такими же мелкими помещиками, владевшими деревеньками в несколько дворов. А порой вообще кутил с дворней состоятельных московских дворян. Дворня, пожалуй, даже побогаче Пети была. По крайней мере, одеты прилично и всегда при деньгах.

Но тут Пете несказанно повезло. Юноша попался на глаза сыну своего крестного отца, генералу Шетневу. Тот окунул недоросля в бочку с холодной водой, чтобы тот охолонул малость. Потом причесал, привел в порядок и оформил на службу. В армию. Так Петя стал тянуть офицерскую лямку. Через некоторое время женился на небогатой барышне, у которой имелось аж целых 10 крепостных мужчин. И так бы и прозябал Петя дальше. Но он решился попробовать изменить свою судьбу и отправился прямо к своему командиру, князю Долгорукову, у которого находился на хорошем счету и попросился о переводе в провиантмейстеры.

На это Дубовицкий услышал, что его до сих по считали за «хорошего малого», а он решил в «воры» податься. Но раз просит, а до сих пор по службе нареканий не было, то почему бы не помочь. Тем более, что Дубовицкий уже занимался доставкой снаряжения. Так Петя в 22 года стал провиантмейстером. И более того, почти сразу получил приказ обеспечить доставку из Москвы в Краков огромной суммы - 120 тысяч рублей серебром.



Имея на руках такие огромные деньги, Дубовицкий воспользовался тем, что в то время людям регулярно требовалось поменять медь на рубли. А кому-то наоборот, серебряные рубли на медь. Брал он за обмен недорого, всего по 2 копейки с рубля. Но в итоге только на обмене по ходу подготовки поездки и во время самой доставки денег до пункта назначения удалось заработать 300 рублей. Это стало первым заработком Пети в этой во всех отношениях удачной поездке, несмотря на все опасности с ней связанные.

Кроме того, серебряные рубли «старого чекана» и «нового» в Москве ценились одинаково. Зато в Кракове прекрасно знали, что в рубле Елизаветы серебра почти 21 грамм и оно 802 пробы. А в рубле Екатерины II - серебра уже 18 грамм и проба - 750-я. Поэтому «старый» рубль у польских менял ценился выше и на этом можно было заработать 7,5 копеек. Дубовицкий не поленился и просмотрел все мешки, которые ему предстояло доставить. Удалось отобрать 10 тысяч «старых рублей». Так на ровном месте, после всех обменных операций, получилось наварить еще около 700 рублей.



Петр Николаевич Дубовицкий, портрет Боровиковского

Ну и, наконец, Петя пошел на еще одну шикарную комбинацию. На 6 тысяч рублей из выданной казны он накупил всякого товара вроде чая, чулков и прочей мелочи, которую можно было в Москве взять подешевле, а в Кракове сбыть подороже (разумеется, поговорив с умными людьми, что надо покупать).

Приехав в Краков, Петя первым делом обменял с выгодой «старые» рубли на «новые» с плюсом для себя, потом сбыл закупленный в Москве товар, заполнил мешки с казной, вернув в мешки все, что позаимствовал до копейки и сдал все доверенные деньги под отчет. Ровно 120 тысяч, как ему и доверили.

Ну а то, что за время доставки на этих 120 тысячах накрутилось 1500 рублей сверху, что составляло жалование Дубовицкого в младших офицерских чинах за несколько лет - так это же безгрешные доходы! Петя же государство не обманул ни на копейку. И доставил все в срок.



Надежда Ивановна Дубовицкая, жена Петра Дубовицкого, портрет Боровиковского

Так началась история сколачивания состояния Петра Николаевича Дубовицкого, владельца усадьбы Стенькино под Рязанью и других сел и имений, в которых жило около 2000 душ крепостных. И стоит заметить, что большая часть состояния Дубовицкого наживалась именно так - на «безгрешных доходах», то есть на умелом использовании того, на что другие просто не обращают внимания.

Мог покатиться по наклонной дорожке. Но вовремя остановили, дали шанс одуматься, доверили важное дело. Ну а потом - сам оказался не промах. Молодец, чего уж там.

Previous post Next post
Up