Николай Александрович Романов остался в нашей памяти в первую очередь как царь, при котором рухнула империя. В связи с этим за ним не как-то не осталось крылатых выражений, которые стоило бы «отливать в граните», как, например, у его отца «Пока русский царь удит рыбу, Европа подождет». А зря, у Николая II за долгие годы его правления (напомню, что он вообще-то находился у руля 22 года) тоже имелись интересные моменты.
В мае 1905 года с Российской империей случилась Цусимская катастрофа. Флот уничтожили почти полностью, поэтому после завершения русско-японской войны и волнений первой революции, во весь рост встал вопрос восстановления флота. Морской военный флот - это очень дорогая тема, особенно, когда его, фактически приходится восстанавливать чуть более чем полностью.
Само собой программа восстановления флота привлекла многих. Одни патриотично собирали деньги по подписке, потому что государственных средств не хватало. Другие непатриотично пытались на восстановлении флота заработать. Причем заработать пытались буквально все, кто имел возможность что-то предложить - заводы с радостью предлагали свои услуги по выполнению миллионных заказов Российской империи, а лоббисты всех рангов и мастей активно обивали пороги чиновников и не только.
Лоббистами интересов своих промышленников не стеснялись выступать почти что все, вплоть до кайзера Вильгельма II, которому вообще прилепили прозвище «Подрядчик» за его, так сказать, деловую активность.
Бурная деловая активность Вильгельма доходила до смешного. В 1912 году кайзер прибыл на встречу с Николаем II на своей яхте в сопровождении линейного крейсера «Мольтке». Крейсер он взял с собой не просто так. Кайзер искренне рассчитывал уговорить Ники, чтобы он купил этот корабль, но российское морское министерство было категорически против, так как было совершенно непонятно, зачем российскому флоту один такой корабль вне серии и с отсутствием планов по его использованию.
Тот самый крейсер "Мольтке"
С другой стороны систершип этого «Мольтке» - «Гебен» достаточно помотал нервы Черноморскому флоту в годы в Первой Мировой войны. Так что может быть и на самом деле стоило купить?!
В итоге морскому министерству удалось убедить Николая II, что слабину давать не надо и когда прозвучат предложения о покупке, надо как-то тактично отказаться.
Николай II нашел способ отказать "другу Вилли" очень ловко и четко, заявив, что
«Российские императоры готового платья не покупают».
Что называется, сказал, как отрезал. Зачем нам ваш уже построенный под ваши задачи корабль. У нас есть и деньги, и возможность заказать именно то, что надо для нашего флота.
Так что и у Николая Александровича были в жизни моменты, когда его слова стоило «отливать в граните».