Ковер роковых решений

Jul 16, 2022 08:00




Говорят, что Николай II и его супруга любили проводить время в Угловой гостиной Александровского дворца в Царском селе. Александра Федоровна играла в ней на рояле и фортепиано, Николай регулярно принимал чиновников и дипломатов и объявлял важные решения. И все это время царские ноги и ноги тех, кто к нему приходил, топтали огромный ковер. Тот же самый, который лежит на полу и сейчас.

Этот ковер помнит, как в 1902 году президент Французской республики сделал Александре Федоровне шикарный подарок: гобелен, сотканный на основе картины знаменитой художницы конца XVIII века Виже-Лебрен. Знаете, кто был изображен на этом портрете и гобелене? А посмотрите на фотографию Угловой гостиной. Вон он этот гобелен, около окна.
Узнаете?!



Да, это она - королева Франции Мария Антуанетта с детьми. Конечно, в 1902 году все эти прекрасные люди даже близко не могли предположить, что случится в дальнейшем. Но, черт побери, насколько пророческий «подарочек» получился.

И все это происходило вот на этом самом ковре, который находится на полу все в том же огромной комнате и сейчас, в отреставрированных залах Александровского дворца. Мне искренне жаль тех слуг, которые занимались уходом за этим огромным ковром, изготовленном во Франции в XIX веке. Это огромное шерстяное полотно весит около 400 килограмм. Представляете, каково его сворачивать, разворачивать и таскать, чтобы выбить от пыли, И где это сделать?! И как?! Ведь пылесосов тогда, в конце XIX - начале XX века не было. Зато ухаживать за ковром надо было постоянно - императорская резиденция все-таки, серьезные люди для докладов и общения с царем каждый день приходят.



Ведь именно в этом самом зале, в этой самой Угловой гостиной, Николай II озвучил одно из своих монументальных решений. Эти его решения, каждое по отдельности, были вроде бы и не ошибкой, но в итоге привели к катастрофе. Потому что именно тут, в этом зале, на этом самом ковре, 20 августа 1915 года, император Николай Александрович на заседании Совета министров заявил, что берет на себя командование армией и флотом. При всем уважении к решениям взять на себя ответственность в сложную годину - Николай II ни в военном, ни в государственном плане до этого момента не очень-то проявил себя как успешный кризисный управленец. С чего он решил, что справится в обстановке военных неудач? Кто теперь скажет.



В любом случае это решение стало одним из мелких шагов в сторону грядущей катастрофы. У Александра I в не менее сложной ситуации достало ума не мешать военным заниматься их непосредственной работой и присоединиться к армии тогда, когда настала пора политических решений. Николай Александрович решил хлебнуть полной ложкой сам. Получилось не очень. До сих пор расхлебываем.

А ковер все так же лежит на полу в восстановленном и отреставрированном зале дворца. Он пережил революцию и Гражданскую войну. В Великую Отечественную его успели увезти из Александровского дворца. Поэтому повезло - сохранился, и теперь стал одним из музейных экспонатов и лежит на полу всё там же, в огромном зале, где он более века назад был свидетелем обыкновенного семейного счастья и роковых государственных решений.

музеи, история, Россия, Петербург

Previous post Next post
Up