Где в Третьяковской галерее прячется второй «Черный квадрат» и почему он - злая ирония над Малевичем

Apr 14, 2022 08:00




А знаете ли вы, мои читатели, что в Третьяковской галерее есть два «Черных квадрата»? Один - тот, который знают все. Это знаменитая картина или халтура (смотря с какой стороны посмотреть) Казимира Малевича, основа его супрематизма-авангардизма.

А второй черный квадрат не сразу и заметишь. Потому что он прячется в углу одного из панно, нарисованного для Еврейского театра Марком Шагалом. Со скипачом, в углу, специально показал стрелкой.



Присмотритесь, Шагал точно повторил «Черный квадрат» Малевича, как что-то мелкое и незначимое.
А почему он так поступил?

Да потому что в 1920 году Шагал и Малевич разругались вдрызг. И причина была достаточно веской. Причем, если честно - виноват во всем был Малевич.

Дело в том, что в 1918 году с подачи Луначарского Шагал вернулся в Витебск в качестве уполномоченного по искусству:
«…товарищу Шагалу предоставляется право организации художественных школ, музеев, выставок, лекций и докладов по искусству и всех других художест­вен­ных предприятий в пределах Витебска и всей Витебской губернии. Всем революционным властям Витебской губернии предлагается оказывать товарищу Шагалу полное содействие в исполнении вышеуказанных целей…»

Для того голодного и холодного времени это была отличная помощь. И воодушевленный Шагал занялся оформлением города к революционным праздникам. Но самое главное - встал во главе местного художественного училища. Осенью 1919 года его коллеги с подачи Шагала пригласили из холодной Москвы Казимира Малевича. И для всех это казалось отличной идеей: Малевич перебирался в город, в котором не было таких проблем с едой и дровами как в Москве, а местное училище получало столичную знаменитость, прославившуюся своим супрематизмом и «Черным квадратом» в преподаватели.

Но дальше все пошло не так. По идее человек должен испытывать к тому, кто помог в трудную минуту, чувство благодарности. Но у Малевича с этим, как кажется лично мне, оказались проблемы. И он стал переманивать учеников у Шагала, заявляя, что именно его стиль и искусство - по настоящему революционные, а все остальное, в том числе и творчество директора училища - устарело.



Преподаватели Витебского народного художественного училища, 1919 год, Шагал - третий слева
Плюс Шагал считал, что прежде чем переходить к авангардизмам и супрематизмам, неплохо сначала в принципе научиться рисовать. А Малевич обещал молодым ученикам, что научит всему быстро и сразу. Плюс получилось очень некрасиво, что большую часть учеников Малевич переманил к себе, пока Шагал мотался в Москву по хозяйственным делам училища - выбивать краски, кисти и прочее.

В итоге все ученики ушли от Шагала к Малевичу. Шагал разозлился, плюнул на все и уехал в Москву. Малевич разразился вслед посланием:
«Нужно староваторов спихивать на дно морское с музами, медузами и лирами…»

Правда, почему то так получилось, что уже летом 1922 года от супрематического училища не осталось ровным счетом ничего - все уехали из Витебска. В том числе и Малевич.

А Шагал просто нарисовал небольшой черный квадрат в углу своего панно, иронично показав, где, по его мнению, место творчеству Малевича.
Вот так и получились два «Черных квадрата» двух разных художников. И на оба можно посмотреть в Новой Третьяковке.

музеи, Москва, история, искусство, культура

Previous post Next post
Up