Восьмое чудо света, которое Петр I выпросил у прусского короля

Sep 06, 2021 20:00




Начать эту историю надо с того, что творение, которое вполне можно называть Восьмым чудом света как из-за уникальности, так и увлекательной и сложной истории, государь Петр Алексеевич самым натуральным образом выпросил у своего союзника - короля Пруссии. Речь, мои читатели, конечно же, о Янтарной комнате - потрясающем и неповторимом оформлении одного из залов Екатерининского дворца в Царском селе.

Ради того, чтобы посмотреть на эту комнату, многие и приезжают в этот дворец и выкладывают достаточно приличную сумму за его посещение (Екатерининский дворец - один из самых дорогих музеев в Петербурге и окрестностях по стоимости билетов). И оно того стоит - и ради того, чтобы увидеть это великолепие, которого больше нет нигде и ради того, чтобы посмотреть, что же там такого есть, после всей долгой истории с приключениями и незаконченным детективом.

Все началось с того, что Петр I увидел у прусского короля Фридриха I янтарные панели для оформления зала в одном из дворцом. И загорелся обзавестись такой диковинкой. Так как возможности сделать что-то похожее у Петра Алексеевича видимо не было, он попробовал договориться с прусским «коллегой».

Как истинный коллекционер Петр I добивался своего несколько лет. Возможно, что он не добился бы своего никогда. Но Фридриха I не стало, а вкусы его сына Фридриха Вильгельма I были совсем другими. Все эти утонченные диковинки его не очень интересовали. Его больше волновала армия. Нет точных данных, была ли смонтирована Янтарная комната хоть где-то в Пруссии. Дорогой и уникальный интерьер в 1716 году в честь заключения союзного договора подарили русскому царю. Ведь он так мечтал об этой диковинке. Правда, тут нельзя забывать, что Фридрих Вильгельм I, вообще-то говоря, всю жизнь был редкостным скупердяем. Но видимо то, что Петр Алексеевич прислал прусскому королю 55 гренадер высокого роста, показалось ему равноценной заменой. Кого что интересует - Петру Алексеевичу хотелось обладать чудом света, а прусскому королю - гонять по плацу высоких солдат.

Интерьерные панели доставили в Петербург. В пути они немного повредились, но незначительно:
«…Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить…»
сообщал своему патрону Александр Меншиков.



И что? И всё. При Петре I Янтарную комнату так и не смонтировали. При Екатерине I и Петре II тем более. И при Анне Иоанновне, несмотря на всю роскошь ее двора, дорогое приобретение лежало в коробках. Сколько бы оно еще лежало, неизвестно. Но тут Елизавета Петровна вспомнила, что она «дщерь Петрова». Дальше был переворот, смена власти. И через некоторое время новая императрица вспомнила про папину диковинку. И повелела ее достать и зал оформить.

Сначала панелями оформляли то один, то другой кабинет в Зимнем дворце - не в том, в который мы ходим сейчас, а в старый. Но потом Елизавете Петровне пришла в голову гениальная мысль - надо отделать янтарем ее дворец в Царском селе. И в 1755 году Расстрелли начал большую операции по переносу хрупких панелей из Петербурга в Царское село. Панели было мало демонтировать. Так как они были хрупкими и их боялись повредить, то панели переносили гвардейцы НА РУКАХ, можно сказать не дыша, чтобы все сохранилось.

Когда все панели доставили и стали монтировать Растрелли ждал неожиданный сюрприз - материала на отделку зала, отведенного под Янтарную комнату, не хватило. Поэтому там, где панелей не было, в основном наверху, натянули холст, который раскрасили «под янтарь», максимально точно сымитировав наборные панели. При Екатерине II эту имитацию заменили настоящими янтарными панелями, на которые ушло почти полтонны янтаря.

И казалось бы, на этом историю можно было бы закончить. Потому что потом Янтарная комната всегда находилась в Екатерининском дворце и ее только периодически реставрировали, в том числе и в советское время. Очередная реставрация должна была начаться в 1941 году…



Эвакуировать панели Янтарной комнаты не стали. Так как они были хрупкими, их решили просто оклеить и закрыть деревянными щитами. Поэтому, когда немцы заняли Царское село, команда «Кунсткомиссиона», забиравшая все ценные предметы искусства в захваченных советских городах, была очень рада попавшему им в руки ценнейшему шедевру.

Так Янтарная комната поехала в Кёнигсберг. Там ее демонстрировали до 1944 года, пока фронт не начал приближаться к Восточной Пруссии. Немцы разобрали комнату, упаковали панели в ящики… И всё. Больше оригинальную Янтарную комнату никто не видел.

Ее искали многие. Строились разные теории, поисками занимались власти и энтузиасты. Но следы настоящей Янтарной комнаты так и остались затеряны во тьме последних боев Великой Отечественной войны.

Так откуда же она снова взялась в Екатерининском дворце? А это гимн и памятник кропотливой работе реставраторов. Когда, в 1979 году стало понятно, что найти оригинальные панели, скорее всего, никогда не удастся, советские власти приняли решение воссоздать Янтарную комнату по имеющимся фотографиям и описаниям. И реставраторы заняли кропотливой документальной работой и восстановлением технологии создания таких наборных панелей.



Работы по восстановлению продолжались 24 года. История воссоздания Янтарной комнаты - это наглядный пример того, как просто все разрушить и уничтожить. И насколько сложно потом все восстановить. Особенно, когда нужно все восстановить в оригинальном виде, с использованием тех же самых материалов.

За время восстановления Янтарной комнаты развалился СССР, в новой России тоже чего только не случилось. В 2003 году, к 300-летию Петербурга Восьмое чудо света восстановили. И теперь в нем не протолкнуться от посетителей. Потому что тут на самом деле удивительно красиво и необычно.

история, XVIII век, Россия, Петербург

Previous post Next post
Up