Бедный помещик разбогател благодаря Емельяну Пугачеву

Jan 18, 2021 21:00




Кому война, а кому мать родна, мои читатели!
Эта поговорка как нельзя лучше подходит к истории одного симбирского помещика Степана Кроткова. В разных источниках его именуют то Степаном Степановичем, то Степаном Егоровичем, но это в данном случае не так важно, потому что дело не в отчестве. А в том, как судьба неожиданно сложилась. Дело было так.

Степан Кротков был обычным мелким симбирским помещиком. Небольшое именьице, немного крестьян, много детей, которых надо пристроить, обиходить и обеспечить их будущее. Так бы и жил он дальше, постепенно разоряясь, как большинство таких мелких помещиков. Но тут грянул бунт Емельяна Пугачева.

Само собой, Кротков со своей семьей от армии «государя Петра Федоровича» самым натуральным образом бежал. Хорошо, что хоть не повесили, говорят, что свои крестьяне пожалели помещика, потому что он был добр, да и знали крестьяне, что барин небогат.

Но так получилось, что имение Кровкова располагалось в удобном месте для устройства одного из опорных центров. И пугачевцы устроили в имении Кровкова склад, в который свозили награбленное имущество.

Потом правительственные войска повстанцев прогнали, самого Пугачева схватили соратники, а Кротков вернулся в свое имение вслед за правительственными войсками и нашел в имении массу всего интересного. Причем среди награбленного имущества обнаружились баулы с деньгами и драгоценными вещами.

Найденные сокровища Кротков потратил разумно. Накупил имений, завел хозяйство, в общем, жизнь у него наладилась, так как хозяином он себя проявил рачительным и вдумчивым. Его даже Екатерина II всем в пример ставила - смотрите, как Кровков свое состояние постоянно увеличивает. Правда, про то, что в основе состояния были так удачно сложенные Пугачевым ценности, не упоминалось :)

Минус во всем этом был один, но крупный. Сыновья Кровкова, пошли не в папочку и по молодости кутили в Петербурге напропалую. Один из сыночек после того, как папочка не дал денег на милые столичные шалости, отчудил капитально - продал одно из отцовских имений вместе с крестьянами. Причем ухитрился в подворную опись внести и своего отца, записав его как
«бурмистра Степана Степанова сына Кроткова».

Конечно, в итоге все вскрылось, купчая была аннулирована. Но Кроткову пришлось потратиться, чтобы избежать уголовного преследования для непутевого балбеса.

Почему он так сделал, когда сын устроил такую подлость? Да просто уголовное дело - это позор на весь род, поэтому старались избежать его любыми путями. Впрочем, сына Кротков не простил, выделив ему самую малую часть наследства. Более того, глядя на то, как куролесят взрослые сыновья, сам Кротков, ставший к тому моменту вдовцом, напоказ, специально женился на молодой, небогатой дворянке по имени Марфа Яковлевна.

Ей он оставил свои самые лучшие покупки в Подмосковье, а также отличные дома в Москве. Кстати, интересно, что одним из имений в Подмосковье, которое досталось от старика Кровкова этой Марфе Яковлевне, было село Молоди. То самое, возле которого в 1572 году русская армия под командованием князей Михаила Воротынского и опричника Дмитрия Хворостинина разгромила крымских татар Девлет Гирея.

Про Марфу Яковлевну впрочем, тоже рассказывают, что став вдовой, она малость чудила. Например, была большой любительницей поесть каши. Поэтому каждый день в ее доме варили по несколько видов каш: и все, кто попадали к Кротковой угощались сначала пшенной кашкой, потом манной, потом ячменной, потом … И только попробуй откажись!

Впрочем, это случилось уже без Степана Кроткова. Он то свалившимся на него богатством распорядился рачительно и продуманно.

Жалко, что теперь от усадьбы так неожиданно разбогатевшего помещика в Ульяновской области осталось немногое. Да и усадьба Молоди, в которой, к слову, в более близкие к нам времена отдыхал Пастернак, находится в «руинированном» состоянии. Проще говоря, почти развалилась.

история, XIX век, XVIII век, Россия

Previous post Next post
Up