Первый в истории государства российского памятник Ивану Грозному былторжественнооткрыт в Орле 14 октября 2016 года. За более чем 400 прошедших с той эпохи лет, никто так и не додумался до того, чтобы памятник «Ивану Мучителю» на Руси поставить. Но это не важно... Куда им до наших профессиональных патриотов. К слову, Иоанна IV-го современники и потомки называли «Мучителем». «Грозный» - это прозвище его деда, которое вошло в обиход, только спустя 200 лет. Те, кто поставил памятник «Ивану Мучителю» почитают не человека, а власть, сам принцип неограниченной, тоталитарной политической и одновременно религиозной власти (вспомним этих же людей с «иконами» Сталина), которая и является для поклонников Иоанна IV высшей духовной ценностью.
Приведу мнение священника Андрея Мизюка по поводу личности ИоаннаIV-го, под каждым словом которого готов подписаться. Не случайно Церковь в своих богослужебных текстах назвала Грозного - «Вторым Иродом»...
«Каждый год, 9 января, Православная Церковь чтит память святителя Филиппа (Колычева), митрополита Московского. Жизнь святителя Филиппа оборвалась в 1569 году от руки одного из приспешников царя Иоанна IV Грозного, опричника Малюты Скуратова. Святитель Филипп был прославлен Церковью в лике святых. Казалось бы, все очевидно и понятно. Но однажды мне довелось быть в квартире вполне благочестивых, вроде бы адекватных православных людей. Там на иконной полке среди привычных и знакомых ликов я вдруг увидел иконографическое изображение царя Иоанна, чем был немало удивлен. На вопрос о том, что делает Иван Грозный среди святых, было получено множество ответов, общий смысл которых сводился к тому, что «святой царь» был оболган, что многое из того, что о нем сказано, - клевета и поклеп. Довод о преподобномученике Корнилии Псково-Печерском, лично убитым Иваном Грозным, не возымел действия, хотя и в этом случае есть утверждение, что, едва ли не в сию секунду он раскаялся и уже сам нес тело убитого им игумена в обитель. Действительно, оригинально… убил и пожалел.
...
Но что заставляет обыкновенных верующих людей вопреки всем имеющимся историческим фактам, Евангельским заповедям, мнению самой Церкви, наконец, даже здравому смыслу канонизировать необузданную авторитарную жестокость? Особенно когда среди святых Церкви есть люди, которые напрямую или косвенно пострадали от этого царя.
...
Почему так легко, как и в случае с Иваном Грозным, возводится до уровня небожителя тиран? Не потому ли, что кому-то очень хочется не просто перенести в ограду Церкви и оправдать ее таким образом, а буквально канонизировать свою болезненную тоску по тяжелой руке и расправам? Это же очень простая логика: вождь все сам решает, думать не надо, а перегибы на местах - ну что ж, такое время и такие люди. А святой вождь и вовсе неподсуден. Зато великая страна, зато победа в страшной войне, зато один единый народ… Вот этих «зато» может быть в запасе очень много.
...
Нежелание изменять себя, осмыслять свои поступки и свою историю, приносить покаяние, слышать то, к чему призывает Христос, очень легко ретушируется идеей великого прошлого и жаждой его в будущем. Но взор Церкви устремлен не в идеологическое светлое будущее, не к земному блаженству, а в Царство Небесное. И прийти к нему можно, только руководствуясь заповедями, которые нам дал Спаситель, и еще способностью быть честными перед своей совестью».
P.S. Патриарх Кирилл об Иоанне IV Грозном:
https://www.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=wM-3TJf56cc&app=desktop Подписаться на обновления блога FacebookВконтактеInstagramGoogle TwitterOk