Беттина Блюмнер - Ульрих Зайдль Германии?

Nov 17, 2015 23:19


Сложно по одному увиденному фильму делать выводы, но мне очень хочется не ошибиться в своей догадке. Мне показалось, что "Парк осколков" немецкого режиссера Беттины Блюмнер схож по духу  с работами австрийского режисера документального и игрового кино Ульриха Зайдля, известного своей трилогией "Рай", фильмом "В подвале" и другими картинами.

Мысль о схожести двух режиссеров посетила меня во время фестиваля немецкого кино "Blick15 : Женщина в поиске", проводимого ЦДК и Goethe Institut. Беттина Блюмнер, так же, как и австриец, чередует жанры, снимая как игровые, так и документальные фильмы. В Германии она известна по фильму "Бассейн принцесс", ставшим событием в культурной жизни Европы в конце нулевых годов.

Объединяет режиссеров выбор тем для своих фильмов, о которых не всегда принято говорить. Это сексуальная проблематика, проблемы социального расслоения, адаптации мигрантов, ассимиляции в новой культурной среде, взросление подростков и отношения в сложных семьях. Как объяснила сама Беттина, представлявшая картину в Москве, в ее фильмах грань между документалистикой и игровым кино слишком тонкая. Она старается сделать так, чтобы фильмы сморелись максимально реалистично.  В "Парке осколков" русские играют русских, немцы - немцев. Никто не говорит с жутчашим акцентом "какие васши докасателстфа".


Именно в такой манере Блюмнер сняла "Парк осколков", в основе которого лежит книга немецкого автора российского происхождения Алины Бронски.  В наше время принято размышлять на тему переезда и перспектив жизни в другой стране. Как правило, эти разговоры оптимистично окрашены. Европа предстает островком стабильности и покоя на фоне российского раздолбайства. Красивые двухэтажные домики, порядок и стабильноть. Но, увы, не все так радужно, как кажется. Никто не представляет себе жизнь в монокультурных анклавах мигрантов, с трудом адаптировавшихся к жизни в другой стране. Эта мысль развивается в "Парке осколков". Тут как повезет. Кто-то приезжает, учится и нормально устраивается в новой стране. А кто-то нет. История 17-летней девушки Саши, живущей в русском гетто в Германии, как раз тот случай, когда не все хорошо. Отчим убил ее мать, после чего и так непростая жизнь сошла с привычных рельсов.

Сила характера и воля позволяет девушке искать выход. Для режиссера именно внутренний стержень главной героини стал определяющим при выборе темы для новой картины. Жизненная сила и бойцовский дух Саши воодушевляют зрителя. Они показывают, что можно противостоять всему: обстоятельствам, несправедливости судьбы, неблагополучному окружению. Можно бороться и искать выход, учиться, а можно перестать "барахтаться"  и думать о том, как быстрее получить пособие по рождению ребенка в 16-17 лет. Так поступает подруга Саши.

Но между Зайдлем и Блюмнер все же есть небольшая разница. В работах немецкого режиссера больше юмора, и он - светлее. В картинах автрийца юмор тоже присутствует, но другого толка, когда не до конца понятно, плакать или смеяться.

goetheinstitut, Блюмнер, Кино, #‎BlickReview‬, Зайдль, blick15

Previous post Next post
Up