Когда российские читатели вслед за всем миром восхищались «Щеглом», издатели из Corpus, остро чуя неподдельный интерес аудитории, оперативно переиздали дебютный
роман Донны Тартт «Тайная история», впервые опубликованный в 1992 году.
Произведение, в котором угадываются параллели с реальной жизнью автора (колледж и специализация), рассказывает о закрытой снобистской группе студентов, изучающих древнегреческий язык, к которой прибился еще один адепт, происходящий из простой калифорнийской семьи.
В своей истории Тартт сочетает остросюжетную линию убийства, о которой предупреждает с первой же страницы, со своими любимыми темами - взрослением, одиночеством, экзистенциальным кризисом, нарко и алко трипами, и другими реалиями студенческой жизни. «В горах уже начал таять снег, а Банни не было в живых уже несколько недель, когда мы осознали всю тяжесть своего положения», - пишет Тартт, не оставляя надежд и не вводя читателя в заблуждение.
Писатель концентрирует внимание читателя не на том, кто убил, а на причинах этого поступка. Это не детектив, чтобы мы могли упражняться в дедукции и строить предположения. Автора интересует природа убийства, и то, как культурные, образованные, впитавшие лучшее образование студенты приходят к осознанию, что убийство их друга - это оправданный, необходимый и единственно возможный шаг, после которого жизнь героев книги меняется безвозвратно.
Тартт также раскрывает проблемы социального неравенства, присущие высшим учебным заведениям в штатах. Чтобы сразить читателя наповал (а в 1992 году вдвойне), помимо всего прочего, в «Тайной истории» описывается девиантное поведение и сексуальные аномалии, которые проявляются у главных героев книги.
Меня сильнее всего зацепила история, когда Ричард Пейпен, студент от чего лица ведется повествование, попытался пережить вермонтскую зиму (штат граничит с Канадой) в неотапливаемом помещении. К счастью, его успели спасти раньше, чем настала весна, иначе пришлось бы его хоронить в кубе изо льда.
Читая критику, столкнулся с тем, что некоторым так и не удалось осилить «Тайную историю». Возможно, отдельные моменты и правда излишне затянуты и в них нерв, который в других частях затягивает читателя в паутину истории намертво, чувствуется не так остро. Но не следует останавливаться, и тогда авторский замысел откроется полностью, заставляя читателя закрыть книгу с приятным ощущением прикосновения к настоящей литературе, литературе, заставляющей задуматься.
UPD: Прочитать рецензию на предыдущую книгу Тартт "Щегол" и узнать, где находится другая картина, которую написал Карел Фабрициус можно
здесь UPD2016: чтобы быть в курсе новых книжных рецензий подписывайтесь на
мой канал в Телеграм.