После знакомства с книгой
«Империя. Чем современный мир обязан Британии» Ниала Фергюсона мой распаленный интерес к колониальной проблематике требовал новой и новой пищи для размышлений. Я решил познакомиться с отечественной практикой в этом вопросе, который кстати не так уж и хорошо изучен. Как раз в конце 2013 года издательство НЛО опубликовало удивительную работу российского историка, филолога, профессора Кембриджского Университета Александра Эткинда «Внутренняя колонизация. Имперский опыт России».
Иллюстрация обложки книги: Карл Брюллов "Портрет Василия Перовского на капители колонны". 1824
В самом начале автор сознательно ставит перед читателем частокол из научных терминов, полемизируя с учеными, которые занимались аспектами колониальных практик, отправляя и принимая колониальные бумеранги. Признаюсь, что пробраться через него непросто. Эткинд рассуждает и о возникновении постколониальных учений, и о научных традициях, и о том, как изучение эллинов в один момент сменилось изучением ариев, так как выяснилось, что потомки греков смешаны с семитским племенем, что на тот период было не в тренде. Много разных дискуссий и тем поднимает автор в самом начале. Они напоминают научную солянку. Но пройдя несколько дальше в книге, все становится на свои места и история приобретает свою логику и стройность. Начинается это в тот момент, когда автор рассказывает об предмете своего изучения - российского колонизации.
фото: Афиша, М.Савельева
Традиционно принято считать, что колония находится далеко и разделена морями-океанами с метрополией. Британия, Франция, Германия, Бельгия, Голландия - все это хрестоматийные примеры. Россия же, как обычно, ломает традиционные клише, являясь и колонией и колонизатором. Колонизует она саму себя, постепенно продвигаясь на восток и принимая практически современный облик. Одно это обстоятельство уже ломает традиционные представления о колониальных учениях. Не совсем справедливо, что мировые специалисты по постколониализму отводят мизерное внимание в своих исследованиях России. Эту пустошь заполняет Эткинд своей книгой, которая представляет междисциплинарное исследование.
Культурология объединяется с историей, литературой, социологией и этнологией. Получается крайне любопытный коктейль из таких фактов, после знакомства с которыми появляется подзабытое чувство первого знакомства с миром. Как в детстве, когда знания заполняют ребенка. Чтобы ни ходить кругами, начну приводить примеры. Автор одного из самых известных словарей русского языка В.И. Даль - сын датчанина и француженки-гугенотки. Вы знали об этом? «Для европейской и русской публики общину открыл прусский аграрный эксперт Август фон Гакстгаузен во время поездки в Россию в 1843 году» (Эткинд, 2013). Вдумайтесь только, прусский эксперт открыл систему организации деревенской жизни, который насчитывала не одну сотню лет и являлась самой распространенной на территории империи. И таких примеров десятки. Вся книга испещрена подробными ссылками на источники.
на иллюстрации August Franz Ludwig Maria, Baron von Haxthausen-Abbenburg
Эткинд рассматривает колониальный опыт сквозь призму разных зеркал. Через вопрос о крепостном праве, через отношения сословий, через аппарат управления, через экономическую составляющую колонизации. На мой взгляд, автор проводит очень интересную параллель между Новгородской республикой, Московским княжеством и современной Россией. Как зависела наша страна от поставок сырья, так и зависит до сих пор. Баррели пушнины сменились баррелями нефти. Легендарный первооткрыватели не только бравые путешественники и покорители Сибири, какими их рисуют учебники истории. Они в первую очередь, добытчики пушнины. Их интересовали не любовь к географии, а новые территории, где можно собирать ясак. Когда все белки и куницы были истреблены в территориях до Урала, на помощь пришли бескрайние просторы за Уралом и на Дальнем Востоке. Как только пушной баррель иссяк и там, случился кризис, повлекший за собой Смуту. Не находите параллелей? Ремесла не работали. Пушной экспорт затуманивал головы правителям русского государства. А кризис привел к закрепощению крестьян и крепостному праву, которое висело над нашей страной три столетия.
Только сейчас начинаю представлять, какой гигантский объем исторических данных переработал Эткинд, чтобы издать свою книгу. Одни только ссылки на источники составляют добрых 30 страниц.
Какие-то темы читаются с невероятным интересом, как например рассказ автора о взаимоотношении сект, правительства и интеллигенции. Скопцы, неуловимые бегуны и даже неправославные секты. Их связь с революцией и много других интересных и неизвестных фактов поднимает автор во «Внутренней колонизации».
Отдельное внимание автор уделяет колониальным аспектам в литературе. Знали ли Вы, что в продолжении истории о Робинзоне Крузо, Даниэль Дефо отправляет своего героя в Россию? Шок, да? И уже в России он помогает сбежать отпрыску дворянского рода в Англию. Напомню, что дело происходит в 18-ке. Не 21-м. Забавные параллели. Эткинд анализирует произведения Достоевского, Конрада, Лескова, Лермонтова, Пушкина, Гоголя. Примерами их из произведений он иллюстрирует свою работу о российской колонизации, подмечая, как связан герой «Носа» и покорение Кавказа и другие интересные параллели.
«Внутренняя колонизация» - это новое слово в российском нон-фикшне. И я надеюсь, что за Эткиндом потянутся другие исследователи, которые также интересно будут рассказывать об истории нашей страны, проводя сравнения и давая читателю сделать выводы самостоятельно.
PS: интервью автора Афише можно прочитать
здесь