- «Если уважать человека и требовать с него, если постоянно видеть в человеке человеческое и всем строем жизни, каждым днем и часом растить в нем именно человеческое, это не замедлит принести плоды».
Имя Фриды Абрамовны Вигдоровой не так широко известно педагогической общественности, как имя Антона Семеновича Макаренко. Причины просты - Макаренко описывал события действительно имевшие место быть, Вигдорова - события, которые могли произойти, а может, и произошли однажды на педагогическому пути невымышленного человека - ученика Антона Семеновича - Семена Афанасьевича Калабалина (по книге - Карабанова).
Несмотря на то, что роман не является автобиографичным, многие факты все же верны. Так, детство Калабалина по-настоящему было трудным - бродяжничество, воровские притоны, бандитские шайки. Будущий заведующий детскими домами для трудных подростков промышлял в то время карманными и квартирными кражами, попрошайничеством. Наверное, нетрудно представить, чем могла закончиться жизнь беспризорного мальчишки. Но однажды в колонию для малолетних преступников заглядывает Макаренко за «пополнением», и комиссия по делам несовершеннолетних решает «пристроить» и Семена. Таким образом судьба Калабалина была предопределена.
Педагогический путь Семена Афанасьевича Калабалина действительно начинается рано: сначала он первый помощник Макаренко в коммуне им. Дзержинского, позже - заведующий (директор) нескольких детских домов на Украине и в Росии. Его жена - Галина Подгорная - также фигурирует в книге Вигдоровой. Для Калабалина эта женщина являлась не просто супругой, но и верной спутницей, соратницей, поддержкой и опорой всех его начинаний.
Мне кажется, очень интересен тот факт, что сына Калабалины назвали Антоном. Получается, он являлся тезкой Макаренко. Младший Антон Семенович также выбрал педагогическую стезю - работа в детском доме, позднее - заведование Педагогическим музеем А.С. Макаренко в г. Москве.
- «Не чувствуешь любви к детям - сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не детьми…»
Вигдорова сделала все возможное, чтобы не только популяризировать идеи Макаренко (гонение на автора «Педагогической поэмы» было серьезным), но и показать, что дело учителя продолжает жить в делах его учеников. Любовь к детям, вера в человека, уважение к труду - все это основы, на которых базируются незыблемые принципы теории коллективного воспитания.
- «А с людьми нельзя общаться без любви, нельзя, понимаете? Как с пчелами - без осторожности. Такое свойство пчел, понимаете?»
Книга «Дорога в жизнь» - конечно, не учебник педагогики. Перипетии сюжета заставляют читателя и в 21 веке снова и снова возвращаться к судьбам главных действующих героев - вчерашних беспризорников, сегодняшних - настоящих личностей.