Кладу кусочек бересты, а сверху щепки. Чиркаю спичкой и поджигаю бересту. Затем подкладываю дрова. Постепенно. Сначала самые небольшие и самые сухие. Когда они разгорятся, то можно подбросить и сыроватое полено.
Вот так же и в учёбе. Всё начинается с искры, с возбуждения интереса к изучаемому предмету. Затем этот интерес разжигают лёгким и занимательным материалом. Позже подбрасывают «дровишек» в виде материалов посложнее, свято соблюдая принцип «от простого к более сложному» (от тонкого и сухого полена к более толстому и более сырому).
Мы разжигаем огонь не забавы ради. Огонь согреет, осветит, приготовит пищу, подаст сигнал бедствия. Да мало ли что он ещё может! Вот только будучи прекрасным слугой, огонь остаётся ужасно плохим хозяином. Пожар - это большая беда. И бездна знаний тоже стихия. «В бездне премудрости много печали». «Много знать - плохо спать». «Много будешь знать, скоро состаришься». Везде существует мера, пределы, ограничения. «Переученный хуже недоученного». «Учёного учить - только портить».
Знания добывают не ради знаний. Наука для науки, наука без практики - это безумие. Практика без науки жалка и убога.
Знания нужны, чтобы делать нашу сегодняшнюю жизнь лучше и приближать боле светлое будущее. Добыча фактов впрок - занятие малопродуктивное. К тому же у памяти человеческой есть прекрасное свойство - забывать, освобождая место для нового. Голова не мусорный ящик. В неё нельзя вбрасывать что попало. Бесполезными зачастую бывают многие подробности, факты и фактики, вроде имён и фамилий авторов художественных и научных произведений, названия самих этих произведений, даты их создания, биографии великих учёных и прочая фактическая мелюзга. Состязаться в широте эрудиции с интернетом всё равно, что состязаться с верблюдом в том, кто больше выпьет воды. Задача человеческого ума не в накоплении знаний, а в их обработке, в извлечении выводов из познанного.
Полено от полена разгорается. Выпавшее из костра полено чадит и гаснет. Вот так и знания должны тесно соседствовать со знаниями, быть увязаны в единую поленницу сведений об окружающем нас мире и о нас самих. Физика должна быть увязана с химией, литература с психологией и философией и так далее.
Вот какие мысли пришли в голову пару лет назад накануне Дня знаний.