Республики в мировом геополитическом пространстве
4. Геополитический клубок. Азия
12 мая 2015 г. Госсекретарь Керри прилетел в Сочи для встречи с Министром иностранных дел Лавровым и президентом России Путиным. За весь период охлаждения отношений Москвы и Вашингтона Керри впервые посетил Россию. Более того, через несколько дней после этого в Москву прилетела Виктория Нуланд. Переговоры с Керри велись за закрытыми дверями, поэтому их содержание неизвестно, но что однозначно прозвучало по итогам встречи - американцы вели разговор с Москвой по самому широкому спектру вопросов, где Ближний Восток занимал ведущее место. Показательно, что визит Керри происходил в преддверии саммита НАТО в Турции, где обсуждались проблемы, в том числе и по Афганистану, Ближнему Востоку. Приезд в Россию свидетельствует, что США не могут самостоятельно решить или существенно повлиять на горячую фазу в районе Персидского залива и в Афганистане. Похоже, что именно Восток стал предметом долгого разговора в Сочи, что дало повод заговорить об обмене Украины на Сирию.
Если посмотреть на дугу вокруг Хартленда, то очевидно, что США теряют контроль над районом Персидского залива и части Ближнего Востока. Им необходимо сохранить своë влияние над данным куском территории, иначе они потеряют контроль не только над Персидским заливом, но и в ближайшее время над всей прилегающей акваторией Индийского океана, включая Пакистан и Красное море. По большому счëту, именно здесь решается вопрос о том - останутся США мировым гегемоном или нет. Постепенно уходя из этой периферии Хартленда, а если быть более точным, постепенно выдавливаемые Россией и Ираном, а за кулисами и Китаем, США распишутся в том, что они начинают терять свою силу или влияние в качестве мирового гегемона. Последствия этого станут для Штатов катастрофическими, поскольку начнëт рушиться весь созданный ими мир.
Если исходить из теории Хартленда-Римленда, ставшей руководством действий для американского истеблишмента - сейчас начинается, прямо на наших глазах, разворачиваться борьба за прибрежные страны Передней Азии, конкретно, за полумесяц Индийского океана, где исход борьбы предрешит будущую судьбу США. В такой ситуации события на Украине отходят для Вашингтона на второй план. В целом, решив свои задачи по полному подчинению себе Украины, ослабим в Восточной Европе Россию, Штаты переводят ситуацию на Украине в сторону еë стабилизации, закрепляя свой успех.
Повторюсь.
Американцы практически переходят на Украине к той модели выстраивания политического строя, который хорошо известен по Прибалтике, Болгарии, в более мягкой форме: Польше, Чехии и других странах бывшего соцлагеря. Вследствие «бархатных революций» там была заменена вся политическая элита государств. Обычно смена элит сопровождается ее физическим уничтожением. В Европе в 90-х годах ХХ в. смена элит произошла в мягком варианте через механизм «люстрации». В итоге была удалена от власти и управления общественными процессами социалистическая, народная элита и были посажены в кресла проамериканские силы либерального толка. После этого произошла деиндустрализация стран, резкое падение уровня жизни людей, превращение народа в некую массу, озабоченную своим выживание, исчезла социальная поддержка людей, в том числе, система образования. Украина пошла несколько иным путем - еë преобразование произошло через нацистский путч, но в итоге своей цели США достигли. Последние события на Украине привели к зачистке в стране постсоциалистического политического бомонда. В дальнейшем в стране будет выстроен политический режим наподобие Польши или Латвии. Как вариант, американцы сделают украинский олигархат своим смотрящим в стране, как это было до недавнего времени в Латинской Америке, с ее банановыми республиками. По большому счëту, если этот сценарий удасться, США полностью возьмут Украину под свой контроль, при этом ослабив влияние России на европейском континенте. Что при этом Штатам не удалось подмять под себя всю Украину, потеряв Крым - не более, чем неизбежные издержки, при чем, очень малые.
Переход к новой фазе обустройства Украины направлен на нейтрализацию откровенно нацистских сил и возможную замену властного бомонда в Киеве на более цивильных деятелей вроде Бойко, Клюева, Лëвочкина, Монтян, Тимошенко. Особенно стала показательна последняя встреча Нуланд с Лëвочкиным - американцы явно выбрали для себя новую кандидатуру на руководство Украиной. Выбор более респектабельных политических фигур и сохранение целостности Украины, через механизм возвращения ДНР и ЛНР в ее состав, приведëт к ситуации постепенного, поэтапного возвращения Украины к более цивилизованным формам политической организации и жизни страны. По-сути, итогом такой трансформации станет не только сохранение контроля над Украиной, но и Донбасс попадет со времен под контроль США. Возвращение Донбасса на Украину неизбежно приведëт со временем к контролю над ним в ключевых сферах. Фактически, Россия (еë влияние) будет вытеснено из Республик. Помешать такому плану может поражение США на Ближнем Востоке.
Судьба Республик сейчас решается на Ближнем Востоке. Поэтому стоит пристально следить за событиями именно там - поражение Штатов на Востоке приведет к ослаблению их влияния на многих направлениях, и можно не сомневаться, что Россия воспользуется этим для возвращения под свое крыло Украины, вплоть, до полного еë переформатирования. А пока попытаемся разобраться в том пасьянсе, который раскладывается на Ближнем Востоке.
Главным, ключевым фактором здесь, несомненно, является вхождение в данный регион Китая. Проводником интересов Китая является проект Нового шëлкового пути. О сухопутных маршрутах было достаточно подробно изложено во Второй части, стоит несколько слов сказать о морском маршруте, где под влиянием Китая окажется регион Красного моря.
В ближайшее время Египет закончит прокладку русла нового канала на Суэцком перешейке. Это увеличит поток грузоперевозок, в котором процент китайских товаром займет одно из ведущих мест. Уже сейчас китайцы озабочены созданием морского плацдарма в Европе. Похоже, что Китай сделал ставку на греческий порт Пирей.
Находящийся в северной части Средиземного моря порт Пирей ближе всего расположен к Суэцкому каналу. Отсюда Пекин может завоевать внутренний рынок Евросоюза: китайский экспорт может быть доставлен в Германию, Венгрию и Австрию. Электронный конгломерат Huawei уже открыл свой логистический центр прямо в греческом порту. После долгих колебаний греческое правительство во главе с премьер-министром Алексисом Ципрасом объявило о том, что оно собирается продать большую часть акций управляющей компании порта Пирей. Пока китайская компания Cosco является наиболее перспективным участником торгов.
В 2008 году компания Cosco получила лицензию на управление Причалом I на 30 лет за 532 миллиона долларов. Позднее соглашение было продлено еще на пять лет, и, кроме того, было выдано разрешение на строительство третьего терминала. Через некоторое время компания Cosco в четыре раза увеличила объемы перегрузки контейнеров и довела его почти до 3 миллионов единиц в год. Если все пойдет хорошо, то к 2016 г. этот объем увеличится до 6,2 миллиона контейнеров. В таком случае вместе с Причалом I порт Пирей встанет в один ряд с такими крупнейшими европейскими морскими гаванями как Гамбург, Антверпен и Роттердам.
Китай пытается закрепить свои позиции в морской акватории пока Красного моря строительством своей военно-морской базы. Была информация, что китайцы ведут переговоры по этому поводу с одной из стран бассейна Красного моря. Недавнее появление военных кораблей Китая в Средиземном море под прикрытием совместных учений с Россией свидетельствует о серьезности намерений Китая в своем присутствии в морской акватории Ближнего Востока.
Таким образом, для Китая представляет интерес весь Ближний Восток, а не некоторые его сухопутные части. И это принципиальный момент - достаточно глобальный по своим размерам регион должен быть охвачен интересами Китая. Главное препятствие в реализации проекта Нового Шëлкового пути состоит в необходимости обеспечить геополитические условия для его реализации. Таким условием является мир в регионе. Только в таких условиях возможна его реализация. Неудивительно, что США сейчас пытаются спровоцировать Большую войну на Ближнем Востоке, в первую очередь между Китаем и Саудовской Аравией с последующим подключением к ней остальных стран как Персидского залива, так и Турции, Египта.
Продвижение Нового шëлкового пути становится способом принуждения к миру. Прежде всего, Китай при поддержке России будет проводить геополитический курс на мирное сосуществование всех государств Передней Азии и Ближнего Востока. В случае со Средней Азией Россия и Китай уже сейчас являются гарантами экономической и политической стабильности региона, осуществляемой в рамках ШОС. При условии вытеснении США из региона Китаю и России придется брать аналогичные функции на себя в отношении Афганистана, Ирака и Сирии. И здесь необходимо будет согласие Ирана, который уже активно действует в Ираке и поддерживает Сирию. Сложность с Ираном состоит в ограниченности влияния на него со стороны других стран, и слишком далеко зашедшими противоречиями между Ираном и Саудовской Аравией, Катаром. Но потенциально есть предпосылки для возникновения триумвирата «Китай - Россия - Иран», который объективно способен превратиться в стабилизирующую силу на азиатском континенте, покончив с хаосом, привнесенным сюда США.
Соединенные Штаты ведут свои игру на Востоке, пытаясь использовать противоречия между странами. Прогресс по ядерной программе Ирана, инициированный США, имеет целью возвращение Ирана в большую политику. Здесь сразу возникает несколько силовых разломов Ирана: с Израилем по поводу возможности создания иранцами атомной бомбы, традиционно с Саудовской Аравией и Катаром, с Турцией по поводу Сирии, с Россией из-за рынка сбыта энергоносителей в Европе. Играя на этом клубке противоречий, Штаты пытаются раздуть Большую войну на Ближнем Востоке. И здесь очень многое зависит от Ирана. К чести Ирана пока он ведет достаточно тонкую игру. Помимо прямого обращения военного Министра Ирана к России, в первую очередь, о создании общих военных структур в регионе (системы ПРО), Иран самостоятельно предпринимает усилия по укреплению своих внешнеполитических позиций, при этом старается избежать противоречий со своими потенциальными союзниками. Речь идет в первую очередь о России.
12 мая, в Гамбурге, завершилась двухдневная встреча министров энергетики стран-членов G7, где присутствовал Министр нефти и газа Ирана. На повестке дня стояли вопросы обеспечения глобальной энергетической безопасности, в частности, снижения европейской зависимости от импорта российских энергоносителей. Европейцы рассчитывали, что иранцы после вывода их из изоляции начнут вести разговор о прокладке газопровода от месторождения «Северный Парс» к рынкам ЕС, но их ожидало глубокое разочарование. Министр нефти и газа Ирана Зангане заявил, что Иран не будет сейчас форсировать строительство газопроводов в Европу. Его приоритет - окончание строительства завода по сжижению природного газа. Из-за санкций строительство завода было полностью прекращено, а сам Иран был не способен самостоятельно строить СПГ-терминалы. Получается, что Тегеран предлагает европейцам достроить терминал без каких бы то ни было гарантий поставок СПГ в европейском направлении. Министр открыто сказал, что цены в Европе его не устраивают, поэтому продавать СПГ Иран намерен прежде всего в азиатском направлении. Вот так Иран не только отстаивает свои интересы, но он умеет играть на противоречиях других сторон и не создавать напряжения со своим потенциальным союзником - Россией, не ущемляя еë интересы на рынке энергоносителей Европы.
Иран заинтересован в закупке военного оружия в России, и речь идет не только о пресловутых С-300, но и о военной авиации, бронетехнике. Речь идет о заключении контрактов порядка на 13 млрд. долларов. Вероятность того, что Саудовская Аравия пойдет на войну с Ираном или хотя бы на столкновение с ним, пока невелика. Несмотря на отставание Ирана от саудитов в области современного оружия, последние не способны одержать верх над иранской армией, на чем сходятся многие эксперты. Плюс к этому, в случае столкновения с Ираном саудиты получат сразу несколько фронтов: в Йемене, с Севера, и еще один уже внутри страны, где проживает почти 10% шиитов. Но срыв региона в войну между шиитами и суннитами является целью ястребов США. Видимые противоречия Саудовской Аравии со США лишают саудитов безусловной поддержки американцев в возможном будущем конфликте. В такой ситуации Иран должен видеть, что за Саудовской Аравией не стоят США, и тем самым, американцы провоцируют иранцев на войну с саудитами.
Разгром Ираном Саудовской Аравии как бы несет угрозу возрастания мощи и лидерства Ирана на Ближнем Востоке, что противоречит интересам США. Но Большая война на то и большая, что в неë втянутся многие страны, и в первую очередь, Турция. В идеале вспыхнет ирано-турецкая война, которая обескровит обе стороны. Все таки, разделение мусульманского мира на шиитов и суннитов имеет под собой огромную разрушительную силу. Карта мусульманских анклавов:
Пружина конфликта геополитических интересов мировых держав и региональных государств закручивается. Как будут развиваться события - сложного прогнозировать, особенно с учетом появления ИГ и активности талибов на среднеазиатском направлении. Что важно для Республик - сейчас эпицентр мирового противостояния перемещается на Восток, соотвественно, сама значимость Республик и Украины в геополитическом противостоянии уменьшается.