1. Земная жизнь, генотип, общий ее принцип, есть феномен, вероятно, не менее сложный, чем человеческое сознание. Дело не только в том, что этот генотип способен к редупликации, к бессмертию или обратимости, тогда как разум, сознание, отдельная особь является его жестким, "материальным" следствием, носителем. Любопытно то, что эволюция живых существ, развивающихся из генотипов, куда-то движется, отражает некую, необычайной сложности и силы, идею. Но естественное развитие генотипических форм за миллиарды лет прошло сложный путь проб и ошибок, обеспечивая медленное развертывание этой идеи в природе, и относительно адекватное сосуществование ее носителей друг с другом и окружающей средой. Таким образом, человечество, экспериментируя с генотипом или пытаясь создать искусственные, нечеловеческие формы сознания, наверняка столкнется с проблемами инициализации мощных сил, как это было, когда люди открыли силы пороха или атома. И действительно, все живые существа, в том числе и человеческие, обладают инстинктами и регуляторами сдерживания собственных возможностей влиять на природу и окружающую среду. Также можно предположить, что все живые существа есть не более чем пробы, формы носителя идеи жизни - генотипа, материал, отходы, прах его экспоненциальной эволюции, в то время как генотип практически бессмертен и активно развивается. Во всяком случае, никто и ничто в мире не способно оценить значимость жизней или достижений человеческих существ их же ценностями, в то время как, напротив, в человеческой цивилизации возникло масса антропоморфных идей и иллюзий, предполагающих объективную ценность жизни, поступков, представлений о справедливости, вечной жизни и воздаянии. Более того, люди вообще табуируют многие стороны своего бытия, или, изучая собственное прошлое, занижают степень человеческих страданий и абсурда, преувеличивая осмысленность или оправданность многих событий.
2. В подобной чудовищной реальности есть только одна, и то спекулятивная, и довольно метафизическая лазейка. Мы можем заметить ее, как ни странно, если вообще выйдем за пределы живого и представим эволюцию, так сказать, вселенского вещества. Не поворачивается язык назвать его материальным, так как оно также наверняка является скорее информационной реализацией неких идей или, если угодно, законов, или мировых функций. Наблюдая развертывание этого вещества во времени, мы можем заметить некий общий феноменологический, труднопостижимый принцип этого процесса: превращение элементарных частиц в атомы, атомы в молекулы и так далее, - означает не просто усложнение "материи", не только закрепление этой сложности на каждом новом этапе эволюции в качестве новых элементов для последующего усложнения, но и способность к редупликации каждой новой субстанции. Воссоздать искусственно, или объяснить подобный процесс человек еще не сумел, но важен принцип - мировая идея не только снисходительно относится к сохранению, воссозданию или универсализации каждой новой природной сложности, но и, безусловно, поддерживает эту тенденцию. Поэтому можно уверенно считать генотип земной жизни лишь закрепленным этапом очередного, но не последнего субстанционального выражения пресловутой мировой идеи.
3. Возникает следующее любопытное предположение - не от человека ли зависит - что будет следующим этапом этой сложности - человеческое ли сознание? Наверняка, да, так как сродство и преемственность эволюции "вещества" налицо - генотип всех живых существ на земле настолько же подобен, насколько подобны молекулы или атомы обозримой вселенной.
Также можно предположить, что все живые существа есть не более чем пробы, формы носителя идеи жизни - генотипа, материал, отходы, прах его экспоненциальной эволюции, в то время как генотип практически бессмертен и активно развивается. Во всяком случае, никто и ничто в мире не способно оценить значимость жизней или достижений человеческих существ их же ценностями, в то время как, напротив, в человеческой цивилизации возникло масса антропоморфных идей и иллюзий, предполагающих объективную ценность жизни, поступков, представлений о справедливости, вечной жизни и воздаянии. Более того, люди вообще табуируют многие стороны своего бытия, или, изучая собственное прошлое, занижают степень человеческих страданий и абсурда, преувеличивая осмысленность или оправданность многих событий.
2. В подобной чудовищной реальности есть только одна, и то спекулятивная, и довольно метафизическая лазейка. Мы можем заметить ее, как ни странно, если вообще выйдем за пределы живого и представим эволюцию, так сказать, вселенского вещества. Не поворачивается язык назвать его материальным, так как оно также наверняка является скорее информационной реализацией неких идей или, если угодно, законов, или мировых функций. Наблюдая развертывание этого вещества во времени, мы можем заметить некий общий феноменологический, труднопостижимый принцип этого процесса: превращение элементарных частиц в атомы, атомы в молекулы и так далее, - означает не просто усложнение "материи", не только закрепление этой сложности на каждом новом этапе эволюции в качестве новых элементов для последующего усложнения, но и способность к редупликации каждой новой субстанции. Воссоздать искусственно, или объяснить подобный процесс человек еще не сумел, но важен принцип - мировая идея не только снисходительно относится к сохранению, воссозданию или универсализации каждой новой природной сложности, но и, безусловно, поддерживает эту тенденцию. Поэтому можно уверенно считать генотип земной жизни лишь закрепленным этапом очередного, но не последнего субстанционального выражения пресловутой мировой идеи.
3. Возникает следующее любопытное предположение - не от человека ли зависит - что будет следующим этапом этой сложности - человеческое ли сознание? Наверняка, да, так как сродство и преемственность эволюции "вещества" налицо - генотип всех живых существ на земле настолько же подобен, насколько подобны молекулы или атомы обозримой вселенной.
Март, 1999
Reply
Leave a comment