Что наша жизнь?..

Dec 26, 2009 17:56

Одна мама одного мальчика, на учительском жаргоне «родительница», спросила у меня педагогического совета. Нормальный хороший мальчик, - успешно учится в школе, учит английский, имеет выраженные способности к музыке, играет на скрипке, (да не просто так, а лауреат конкурсов, в том числе и международных) - развивался до 14 лет почти идеально. У мамы даже возникла надежда, что так называемый переходный возраст пройдет гладко, но, как водится, не тут-то было. Мальчик увлекся компьютерными играми, проводит больше времени, чем нужно, просто поглощен этим видом деятельности, что стало мешать остальным обычным занятиям.

Возникает вопрос - что делать, какую политику следует вырабатывать разумному родителю, если любимое чадо, кажется, сильнее чем следует увлечено этой современной «заразой» - компьютерными играми? Давайте попробуем порассуждать.

Что наша жизнь? Известное дело, - что коробóк спичек. Относиться к нему слишком серьезно - это смешно, относиться беспечно - это, разумеется, опасно. А что до того, что наша жизнь игра - то в некотором смысле так оно на самом деле и есть.

На самом деле люди играли всегда. Можно сказать, что человек играючи произошел от обезьяны и именно что играючи построил эту цивилизацию. Кажется, если человек перестанет ощущать жизненный процесс, как игру, воспримет все серьезно, вот тут-то и будет его подстерегать неудачи, все будет валиться из рук и все пойдет наперекосяк. Вот человек и играет. По инстинкту. В разные игры. В частности и на музыкальных инструментах и на бирже. Или вот хоть решает разные математические и не только математические задачи. Ну и конечно, спорт, включая всякие там гольфы, бильярды и футболы.

Если рассматривать игровой процесс сужено, понимая под этим собственно что и называется - «игры», то люди отдавали свой досуг разного рода этим играм всегда и везде. Китаец таращит глаза, стараясь подчинить волю соперника - раз, два, три - играет в «камень-ножницы-бумага». Восточные люди после жирного обеда играют в шиши-беши. Продвинутые восточные люди играют в шах-и-маты. Дворяне в Российской империи повсеместно винтят, а советская интеллигенция массово дуется в преферанс, не брезгая при оказии и «козлом», как карточным, так и доминошным. (Что, в частности, показывает меру деградации игроков, ведь в первом случае используется пятьдесят два карточных листа, а во втором - тридцать два и при этом и лицитация и сама игра во втором случае существенно примитивнее).

Но, конечно, с развитием компьютерных технологий игры, (а у нас это совпало с появлением в обществе некоторых свобод) ситуация качественно изменилась. Пришел официальный игорный бизнес с их казино и однорукими бандитами. Появились салоны компьютерных игр и массовая продажа компьютерных игр, производство, дистрибуция и сопровождение которых стало многомиллиардным бизнесом. И вот ваше любимое чадо вступило в коммуникацию с этим вездесущим монстром. Ну как тут не забеспокоиться?

Тут надо сказать, что я сам ни в какие компьютерные игры не играю. Ни офлайн, ни онлайн. Мне кажется это скучноватым, да и времени нет. Это сейчас. Но когда-то, когда это все еще было новеллой, играть мне случалось. Но по современным понятиям гамер я никакой, - понимающие могут судить - мой компьютерный игровой опыт начался гонянием крестиками ноликов в Xonix и уже закончился укладыванием объемных фигурок в Blockout. Ну еще был какой-то эпизод с однопользовательской Age of Impire лет семь назад, который мне быстро наскучил и дальше древних греков я не продвинулся.

В общем, не игрок я. У нас в семье играет в компьютерные игры играет только супруга. В случае, когда у нее сходится Паук в четыре масти, привод домашнего компьютера a:\ выдает ей пятьсот рублей одной бумажкой. Но в общем почему люди играют мне понятно. Не вдаваясь в излишние подробности, можно сказать следующее.

Любое действие человека осуществляется посредством мышечного усилия. А позвольте вас спросить, с какого перепугу хоть одна из этих семисот сгибателей и разгибателей внутри своих клеток разведут кулоновские заряды, чтобы произвести требуемое действие? Иными словами как нервная система с головным мозгом во главе управляет, и в норме довольно неплохо управляет, этой всей мышечно-скелетной биомеханикой?

Так вот нервная система производят специальные молекулы особого вещества, которое и стимулирует работу мышц. При этом происходят процессы, которые человек субъективно воспринимает как приятные. То есть в норме в процессе жизни человеческое существо получает в каком-то смысле оргиастические чувства. Получается такая машина, работающая на удовольствии.

Возникают даже в головном мозге специальные участки, т.н. «центры удовольствий», посредством которых и управляются действиями организма. Кроме того, следует учесть, что у человека сильно развита т.н. эпизодическая память, то есть такое устройство, которое содержит персонально пережитые события и их контекст и создает впечатление, что вы их переживаете снова. Как известно, нет личности без возможности вернуться в свое прошлое. Так личность запоминает, где, почему и при каких обстоятельствах ей было особенно хорошо.

Так вот если возникшие центры удовольствий заставляют зверушку вести себя необычно в социальном смысле, то такие действия квалифицируются маниями. Мании бывают разные. Наркомания или токсикомания, обычно - алкоголизм и табакокурение, - это когда самим организмом внутрь принимаются вещества по действию сходные с эффектом, который производит нервная система для управления организмом. Или, вероятно менее опасные, поскольку более естественные, прочие мании - клептомания, эротомания, обсуждаемая здесь игромания и тому подобные. То есть эти мании основаны, в сущности, на здоровых инстинктах, а именно на охотничьем, размножения и инстинкте познания.

И вот когда высшее торможение особи (о высшем торможении здесь) не способно регулировать личное поведение, приводя его в заметную зависимость от деятельности для получения снова и снова молекул вещества, раздражающие центры удовольствий, то нормальная ситуация становится патологической. Чего все и боятся.

Бояться, в общем, не стоит. Нужно только правильно реагировать. Некоторые соображения о том, как поступать, если кажется, что подросток больше чем нужно увлекся компьютерными, играми могу предложить.

1. Позиция что всякие компьютерные игры - это всегда зло в корне неверна. Это напоминает столетние известные страхи о том онанизм приводит к слабоумию. Не всем понятно что пишет Спиноза (сто лет назад, кстати говоря, его понимали лучше), но всякий должен сообразить, что если ваш ребенок находится под запретом на компьютерные игры когда для остальных в его социальной группе это естественно и доступно, то это ранит вашего отпрыска почище чего бы то ни было.

2. Надо сказать, что вовсе не все увлекаются игрой в эти игры. Бывает так, что поиграет-поиграет, поддавшись общему увлечению, и потом и забросит. Нужно подождать пару месяцев, понаблюдать. Вообще, немедленная негативная реакция - это явно не самое лучшее.

3. Следует вникнуть в какой тип игр чадо играет, в чем игровой смысл, каков круг партнеров и какова игровая цель, которую перед собой игроки в эту игру ставится. Поинтересуйтесь у парня (ну, или у девушки). В данном случае наш скрипач играет в Team fortress в основном, или в другие игры Valve. Это такие стрелялки, где надо всех «мочить». В общем, ничего страшного, если игровое время не выходит за рамки разумного. Обычно это скоро надоедает и потом детишки либо бросают это дело, либо переключаются на что-то другое.

4. Что-то другое - это может быть и ролевые игры. Тут надо понимать, что далеко не всякий сможет освоить такой тип. Там надо, может быть, месяц, чтобы понять что к чему. А кому-то и года мало. Ну а некоторым это и вообще недоступно.

5. А если уж играет, то вам нужно будет его понимать в этом не очень знакомым для вас его новом виде деятельности. Вникните в устройство системы, в терминологию. Кроме того, вы должны отдавать себе отчет, что на эту его игру могут потребоваться, во-первых, расходы - что-то до пятисот рублей в месяц, а во-вторых, - время, кажется, до трех часов в игровой день. Представляется, что эти вот три часа (в среднем) - это тот порог, после которого есть смысл насторожиться.

Может показаться, что это много. Но посмотрите внимательно и вы увидите, что дети довольно много времени тратят «впустую», так вот, если они никак больше не хулиганят, то пусть уж играют. Игра, в общем, это все равно довольно высокоорганизованный интеллектуальный досуг. Так что придется понимать. Во всяком случае, если в том момент, когда кто-то играет, это довольно бесполезно просить вынести мусор, а в ответ на «попозже» сказать, мол, нажми «паузу». Рискуете выглядеть поидиотски. А вдруг он (ну, или, она) пригласил на пати, или паче того, в рэйд людей. Остановиться уже будет крайне не ахти. Осознайте, что в виртуальном мире за другими компьютерами сидят живые люди. Старайтесь понимать.

6. Ну и вот еще один совет. Если уж ваш ребенок увлекся игрой в ВоВу, Линейку и во что-то подобное (там много таких игр), то можно посоветовать ему познакомиться с утятами. Так прямо и скажите: «Отправляйся-ка ты, братец, к утятам». Утиные кланы можно узнать по квадратным значкам жёлтого и зелёного цвета или квадратам в косую чёрно-белую полоску. В названии клана, как правило, присутствует утиная тема. Во всяком случае, вреда это ему не принесет. Поверх обычных игровых ситуаций он узнает новое, получит некие дополнительные навыки социализации, получит воспитательные уроки. Где еще он это получит в столь организованном виде?

Собственно это все. А вообще не забывайте, что только разумное отношение к действительности является достойным для человека. Только оно позволит ему правильно реагировать на все жизненные процессы, и никогда нет ничего страшного и вредного в том, чтобы человек бы взял, - и немножко поиграл.

Только не следует забывать, что, как это сообщают британские ученые (источник - журнал «Компьютера»), у отчаянных игроманов зафиксированы органические изменения в лобной части коры головного мозга.

Такова реальность.
Previous post Next post
Up