Готовьтесь, будет много фотографий снега. Настолько много, что ЖЖ не позволил мне все втулить в один пост - готовьтесь к двум постам сплошного снега!
После нашего «медового выходного дня» в Хельсинки в 2013 году мы поняли одну простую вещь - в Финляндию нужно ездить не за городским туризмом. Мировая история позаботилась о том, чтобы в Финляндии не осталось ни одного приличного города, за исключением городка Раума, который может дать тень представления о том, как Финляндия выглядела раньше. Разочарованные столицей, мы решили непременно вернуться и попробовать ознакомиться с природными чудесами страны, ведь мыслимо или нет, но в Финляндии числится 187 888 озер и 179 584 острова, ну а также Лапландией, со своим нашумевшим Санта-Клаусом.
Хоть большую часть рассказа и впечатлений можно свести к «там было очень красиво», наперед скажу, что это было лучшее путешествие в моей жизни. Ever.
Транспорт/ жилье/ питание.
Итак, наученные горьким опытом, мы знали чего ожидать в плане ценовой политики. Поэтому транспортом и жильём по совместительству нам служило это:
Наш новый старый микроавтобус, главные цель и задача которого заключается в ближайшее время перевезти вывезти наши задницы отсюдова.
Вопреки ожиданиям оказалось, что проблема конденсации проблемой не оказалась, образовавшуюся влажность можно было просто вытереть с крыши утром, а за полярным кругом, она просто замерзала. С холодом справились также - после первой ужасной ночи, когда мы наивно полагали, что наши летние спальные мешки справятся с задачей, но оказалось - вовсе нет, пришлось сделать важную инвестицию - приобрести два спальных мешка для сильных холодов. Дорого, но заплаченная цена покрыла бы максимум пять ночей в отелях, а путешествие длилось 16 дней - с 6 по 22 февраля. Питались в супермаркетах, бутерброды-печенье-шоколад, лапша типа Мивины (простите меня, печень, зубы и желудок) и чай в термосе.
Периодически захаживали в рестораны на обед. Но как бы то ни было, я лично ела все гадости, которые обычно не ем - калории все равно холодом сжигались. (Как впоследствии оказалось, за свою распущенность я все же была наказана парой лишних кг).
Что же касается личной гигиены - то она, скажем так, отсутствовала. За 16 дней мы приняли душ 3 гордых раза.
Финляндия. Юг.
Итак, из Нарвы до Таллинна, из Таллинна до Хельсинки на пароме а дальше - по западному побережью к северу. Меня сразу удивило то, что пейзажи совсем не похожи на эстонские - все намного более рельефное и … серьезное, что ли? Дороги интереснее, количество островов и мостов потрясающе - мы сперва направились к архипелагу под Турку - множество островков соединены то ли мостами, то ли круглосуточными паромами. Одинокие домики, редкие магазины, но регулярные автобусные остановки, польза которых состоит в том, что можно остановиться и пофотографировать, ибо ни одного автобуса за все время я так и не увидела. А так - там было очень красиво.
Пусть это и прозвучит странно, но общие ощущения у нас были схожи с теми, что мы испытывали в Венеции - нежный расслабляющий свет и эта красота, от которой, кажется, может разорваться сердце.
Все эти места, как на юге, так и на севере очень популярны, но в основном летом. Зимой же нет никого. Пустующие кэмпинги, закрытые рестораны, пустые велосипедные дорожки, если их удается разглядеть под снегом - все это дико и немного страшновато, поэтому я великодушно прощаю себе топор рядом со спальным мешком по ночам, когда ветер буквально воет и раскачивает наш несчастный бусик. Разумеется, во «вне сезона» много и своих преимуществ, главным из которых является, пожалуй, отсутствие каких-либо звуков, кроме звуков природы.
Горячая крошка
Я - полярный исследователь
Чаю?
Во время всего путешествия меня поражало то, насколько финны гладко справляются с зимними условиями. Снегоочистители работают ежесекундно, дороги расчищены на отлично, в сельской местности люди передвигаются на снегоходах, на лыжах, на знаменитых финских санках.
С улыбкой вспоминала нашего канувшего в Лету Лёню Космоса, уверяющего, что он не виноват в том, что зима пришла. Но больше всего меня удивило то, как бойко местные жители передвигаются в городах на велосипедах. Моя последняя попытка проехаться на велосипеде в декабре увенчалась двумя выбивающими дух падениями, после чего я отказалась от велика до весны. Так что, глядя на велосипеды, оборудованные зимними шинами с гвоздями, подставками, шипами и прочими антипадальными атрибутами, я сгорала со стыда. Еще сложно было оставить незамеченным вот этот интересный транспорт - самокат для бабушек.
Это что-то типа каталки для пожилых людей, но самокат.
Бодрым темпом мы продолжали двигаться на север пока не доехали до Раумы. Это город, внесенный в ЮНЕСКО, который в отличие от всех городов Финляндии может похвастаться действительно старым центром, сохранившимся с XVII- ХIХ веков и отсутствием обычной для финских городов квадратной планировки - хоть в крестики-нолики играй. Но, несмотря на свою несомненную историческую ценность, я еще раз укрепилась во мнении, что в Финляндию нужно ездить исключительно за природой.
Ксавье понял, что похудел
Продолжение тут!