Иисус из Назарета, Тур Хейердал и Москва 30-х годов

May 04, 2017 17:58



Пол Верховен (в сотрудничестве с Робом ван Схеерсом) - Иисус из Назарета. - М.: Издательство «Весь Мир», 2016. - 304 с.

Это исследование знаменитого нидерландского и американского кинорежиссера выросло из желания сделать фильм о Иисусе. Ни одна эпохальная личность никогда не интересовала его больше, чем Иисус. После переезда из Нидерландов в США Верховен двадцать лет участвовал в семинаре профессиональных теологов, досконально изучил евангельскую историю об Иисусе и дискуссии о ней. Лишь после этого он предпринял попытку написать сценарий фильма, но вместо сценария получилась данная книга. В ней просеян огромный материал, это та почва, из которой, возможно, появятся сцены будущего фильма (а некоторые уже и видятся в книге), это почва, питающая его уверенность, что сценарий будет не только достоверным в рамках имеющихся на сегодняшний день исторических и прочих сведений, но и, как всегда у него, неожиданным в своих интерпретациях.
Для многих может показаться удивительным, что режиссер «Робокопа», «Основного инстинкта», «Звездного десанта» и «Черной книги» на протяжении всей своей жизни увлечен историческим Иисусом. Но кинематографист Верховен - этот «султан шоков», как однажды его назвал журнал «Тайм», - человек с неожиданными и противоречивыми сторонами личности. Он не просто переключился с занятий наукой, имея университетское образование в области математики и физики, на искусство, но сохранил свойственное ему стремление непременно докопаться до истины, особенно, если речь идет об исторических персонажах и событиях.



Рагнар Квам мл. - Тур Хейердал. Биография. Книга III. Человек и мифы, Пер. с норв., - М.: Издательство «Весь Мир», 2016 - 392 с., ил.

Заключительная книга трехтомника о норвежском путешественнике Туре Хейердале вышла в свет в Норвегии в 2013 г. и начинается с его последнего плавания на тростниковой лодке «Тигрис» в ноябре 1977 г., а заканчивается его кончиной в 2002 г. в Италии. «Тигрис», построенный в Ираке, должен был подтвердить теорию Тура о контактах между Месопотамией и Индской цивилизацией. Плавание с международным экипажем закончилось сожжением корабля спустя пять месяцев в Джибути. В последующие годы Хейердал обследовал курганы на Мальдивских островах, пирамиды Гуимар на острове Тенерифе, в Тукуме (Перу). Его последним проектом стали раскопки в в российском Азове, где он искал следы древнескандинавских богов Асов. Автор увлекательно рассказывает и о личной жизни путешественника, где снова были разводы и последняя женитьба, семейные тяжбы и потеря любимой дочери, а также о встречах с такими известными политиками, как Фидель Кастро и Михаил Горбачев. В 1999 г. Хейердал был назван на своей родине самым знаменитым норвежцем XX века.
Первый том «Человек и океан» на норвежском языке вышел в свет в 2005 г. (на русском языке - в 2008 г.), второй том «Человек и мир» - в 2008 г. на норвежском языке и на русском - в 2011 г.
Все три книги прекрасно перевела на русский язык географ и великолепный знаток Норвегии и норвежцев Светлана Машкова-Хоркина (первую - в соавторстве со Светланой Карпушиной). Сейчас читателям доступны все три книги биографии.



Чарльз Уиллер Тейер - пер. с англ. - Медведи в икре. - М.: Издательство «Весь Мир», 2016. - 328 с., ил.

Bears in the Caviar - «Медведи в икре» - так броско назвал свою книгу воспоминаний и впечатлений о Москве и Советской России 30-40х годов американский дипломат Чарльз Тейер.
Это удивительно яркая, неожиданная книга впервые вышла в свет в Америке в 1950/1951 году. И вот только теперь она переведена на русский. Цитировали и кусками переводили книгу не раз. И прежде всего потому что, именно Тейеру в том первом американском посольстве в Москве в середине 30-х довелось организовать изумившие сталинскую столицу балы в резиденции посла США. Они послужили одному из их участников и гостей - писателю Михаилу Булгакову материалом для создания впечатляющей сцены Бала у сатаны в «Мастере и Маргарите».
Конечно, посол Буллит - поклонник творчества Булгакова - не был прототипом Воланда, как некоторые считают, а Чарли Тейер - Коровьева или тем более кота Бегемота. Но жена Булгакова Елена Сергеевна в своих дневниках определенно указывает на то огромное впечатление, которое эти светские, но не чопорные, полные выдумки, «мероприятия» оказали на писателя.
Но не только и не столько этим интересна книга Тейера. Автор - незаурядный человек, ироничный и веселый, наделенный неистощимым талантом на шалости и авантюры. Отправиться в Россию, не зная всерьез языка, по туристической визе, с одной лишь надеждой, что Рузвельт однажды признает СССР, а значит будет посольство, и человеку, который уже находится в России и говорит по-русски, найдется в нем место - способен только отчаянный авантюрист.
Но ему все удалось. И подружиться с актерами художественного театра, найти общий язык с пионерами, колхозниками и даже агентами ГПУ, и переводить Сталину, и пить виски с арбузом всю ночь напролет в поезде с маршалом Буденным, и боксировать со страшным прокурором Вышинским, и многое другое.
Самое главное, что при этом он удивительно наблюдателен и этими своими наблюдениями, точными и тонкими он делится с читателями. В его книге даны мастерские портреты-наброски многих известных людей из разных сфер жизни и не только русских, но и иностранцев - американцев, немцев, японцев, персов, афганцев, поляков.
Русское издание книги сопровождается введением, написанным племянницей Ч. Тейера - Эвис Болен, много лет проработавшей на дипломатической службе. В издании немало прежде не публиковавшихся фотографий.



«Вспоминай меня, глядя на небо…»: «Кремлевское дело» и процессы 1930-х годов в судьбе семьи Урусовых - Раевских: Письма. Дневники. Документы / [сост., подгот. текста, предисл., послесл. и примеч. К.С.Раевского; вступ. ст. П.Г.Проценко; худ.И.И. Антонова]. - М.: Русский путь, 2016. - 248 с., ил.

Книгу составили эпистолярные документы 1930-х годов, представляющие трагические страницы российской истории XX века через судьбы матери и дочери - Евдокии Евгеньевны Урусовой (1882-1939) и Елены Юрьевны Раевской (1913-1937). Их участь в советской России оказалась предопределена «классово чуждым» происхождением из творческой интеллигенции аристократических корней. Дочери были уготованы арест по инсценированному в НКВД СССР «Кремлевскому делу», заключение в Верхнеуральском политизоляторе и расстрел, матери - ссылка в глухое киргизское село. Первое время общение поддерживалось через письма, потом письма от Е.Ю.Раевской приходить перестали. В последние годы жизни, находясь в ссылке и не зная о том, что дочери уже нет в живых, в ожидании встречи мать вела обращенный к ней дневник.
Письма Е.Ю.Раевской из заключения (1935-1936) и ссыльный дневник Е.Е.Урусовой (1938-1939) объединены под обложкой этой книги. История семьи в контексте эпохи представлена в очерке писателя и публициста П.Г.Проценко, предисловие и эпилог написаны членом-корреспондентом Российской академии наук, сыном и внуком героинь книги К.С.Раевским. Издание иллюстрировано фотографиями и документами из семейных архивов. В приложении помещены фрагменты материалов уголовных дел, хранящихся в Центральном архиве ФСБ Российской Федерации.

евдокия урусова, тур хейердал, пол верховен, москва 30-х годов

Previous post Next post
Up